Человеческие яйцеклетки, вероятно, способны отказывать сперматозоидам

Может быть, наши яйцеклетки выбирают, чей спермой быть оплодотворёнными.

Исследователи из Манчестерского университета (Manchester University) утверждают, что женские яйцеклетки могут «делать выбор», то есть, с помощью фолликулярной жидкости менять направление движения сперматозоидов: к яйцеклетке или от неё. Открытие может помочь репродуктивной терапии разобраться с ситуациями, когда пара не может зачать ребёнка без видимых на то причин.

Клинический эмбриолог Дэниел Бризон (Daniel Brison) из Манчестерского университета считает, что эта гипотеза — новое слово в репродуктивной науке о человеке. И, похоже, она верна: об этом свидетельствуют результаты исследований, проведённых в Стокгольмском (Stockholms universitet) и Манчестерском университетах. Учёные проверили реакцию сперматозоидов на фолликулярную жидкость — биологически активную среду яичников человека. Всего в исследовании поучаствовало 60 пар, проходивших репродуктивную терапию.

Яйцеклетки выделяют в фолликулярную жидкость соединения, называемые хемоаттрактантами. Те вступают в химическую связь со сперматозоидами и таким образом могут влиять на их поведение, в том числе на направление движения. Перечень конкретных веществ ещё предстоит определить, но некоторые исследователи предполагают, что в числе хемоаттрактантов — прогестерон.

Как проходило исследование? Учёные воздействовали на сперму фолликулярными жидкостями двух женщин, причём одна из них была партнёркой донора спермы, а другая — нет. Далее они пронаблюдали, где скапливаются сперматозоиды. И так для всех шестидесяти пар. Но в естественных условиях невозможно одновременное воздействие на сперму двумя фолликулярными жидкостями, поэтому провели и другой эксперимент, в котором последовательно воздействовали на сперматозоиды сначала одной фолликулярной жидкостью, а затем другой. Согласно результатам, описанным в недавно вышедшей статье, фолликулярная жидкость разных женщин раз за разом привлекала сперму конкретных мужчин в сторону яйцеклетки. В исследовании также было замечено, что яйцеклетки привлекали на 18—40% больше сперматотзоидов тех мужчин, которые женщинам нравились. Но иногда так получалось, что сперматозоиды любимого женщиной мужчины не привлекались яйцеклеткой.

Откуда мы знаем, что именно яйцеклетка делает «выбор», а не сперматозоиды? Точного ответа у нас нет. Но мы знаем, что в мире животных существует «скрытый выбор самки», который распространён у видов с внешним оплодотворением. Когда мидии выпускают свои гаметы (яйцеклетки и сперматозоиды) в океан, они не могут сами выбирать, с кем будут спариваться; именно их яйцеклетки должны выполнять «контроль качества». С эволюционной точки зрения это имеет определённый смысл.

Ранее учёные уже исследовали такой скрытый выбор, осуществляемый самками, у млекопитающих. Например, они обнаружили, что яйцеклетки мышей, оплодотворяемые экстракорпорально, отдавали «предпочтение» сперме самцов, с которыми самка состояла в меньшей степени родства. Но сейчас впервые подобное поведение яйцеклеток исследовано у людей. Причины и механизмы, лежащие в его основе, ещё предстоит изучить.

Зоолог Джон Фицпатрик (John Fitzpatrick) из Стокгольмского университета, участвовавший в исследовании, предполагает, что такое поведение яйцеклеток могло развиться эволюционно: «У женщин после оплодотворения возникает много хлопот, связанных с беременностью. В силу затратности вынашивания ребёнка, яйцеклетки должны обладать большей разборчивостью в том, какая сперма их оплодотворяет».

Исследователи также замечают, что некоторые условия эксперимента могли повлиять на точность результатов. Например, использованные яйцеклетки подготавливались для экстракорпорального оплодотворения и прошли определённую обработку — это могло повлиять на какие-то биохимические процессы в них. Кроме того, концентрации сперматозоидов были намного выше естественных (20 000 сперматозоидов на яйцеклетку, в то время как в среднем лишь 250 сперматозоидов на эякулят могут пройти вверх по фаллопиевым трубам до места оплодотворения). Также сперматозоиды помещали довольно близко к яйцеклетке — что могло минимизировать различия в эффектах хемоаттрактантов.

Подобные исследования могут помочь в лечении бесплодия, пролив свет на «необъяснимые» причины бесплодия у некоторых пар. Если пары бесплодны из-за хемоаттрактантной несовместимости, то в будущем можно будет попробовать эту несовместимость устранять.