Лактобактерии защищают печень мышей от повреждения алкоголем

Лактобактерии могут отчасти защитить печень от воздействия алкоголя. Мышиную. С человеческой пока непонятно.

Китайские исследователи продемонстрировали, что бактерии Lactobacillus rhamnosus GG способны дозозависимо восстанавливать сбалансированный кишечный микробиом у мышей и противостоять повреждающим мышиную печень эффектам потребления алкоголя. Работа по результатам исследования опубликована в Journal of Medicinal Food.

В ходе исследования учёные из Цзилиньского сельскохозяйственного университета (кит. 吉林农业大学) посадили мышей на восьминедельную диету, включающую алкоголь и много жира (а именно: 17% белка, 7,5% углеводов, 40% кукурузного масла, 35,5% алкоголя). Последние две недели этой диеты мыши также получали гранулы, состоящие из крахмала, сухого обезжиренного молока, сухой молочной сыворотки, целлюлозы, мальтозы, а также жидкости, содержащей бактерии Lactobacillus rhamnosus GG (LGG). Мыши были поделены на группы: получающие алкоголь и низкую дозу LGG, алкоголь и среднюю дозу LGG, алкоголь и высокую дозу LGG и алкоголь без LGG. Также были две контрольные группы, не получающие ни LGG, ни алкоголя: одна получала такую же в основе пищу, как и остальные, но 35,5% спирта в ней были заменены соответствующей долей декстрин-мальтозной патоки, другая питалась обычной мышиной едой с 13% жира.

Результат исследования любопытен: потребление мышами LGG дозозависимо снижало у них вызванное алкоголем повреждение печени в виде жировых инфильтраций и воспалительной реакции. Более высокая доза LGG соответствовала меньшим повреждениям. Кроме того, присутствие в пище LGG способствовало восстановлению испорченного алкоголем и высокожировой диетой кишечного микробиома, то есть снижению в нём доли протеобактерий, кампилобактерий и Helicobacter pylori и увеличению — лактобактерий и бифидобактерий; в том числе в подвздошной и слепой кишке.

Lactobacillus rhamnosus — вид грамположительных анаэробных неспорообразующих бактерий. Являются частью нормальной микрофлоры кишечника человека.

Lactobacillus rhamnosus GG (LGG, Lactobacillus rhamnosus ATCC 53103) — штамм лактобактерии рамнозус, выделенный в 1983 году из кишечника здорового человека и в 1985 году запатентованный Шервудом Горбачом (Sherwood Gorbach) и Барри Голдином (Barry Goldin). «GG» в наименовании штамма — первые буквы фамилий. В патенте Горбач и Голдин отмечают, что данный штамм устойчив к воздействию желудочного сока и желчи, поэтому после перорального введения бактерии достигают толстого кишечника живыми.

Пищевую продукцию, содержащую этот штамм, производит и продвигает компания Valio, Финляндия. Ей принадлежит товарный знак LGG®. Valio выпускает содержащие LGG кисломолочные продукты. По лицензии Valio в России выпускаются йогурты Valio, фруктовые творожки и кисломолочные продукты «Био Баланс».

Всё это, однако, не значит, что кефир, которым вы запьёте алкоголь, защитит вашу печень: результаты опытов на мышах не переносятся безоговорочно на людей.