Дэвид Синклер в поисках источника молодости

Профессор Дэвид Синклер.

Профессор Дэвид Синклер (David Sinclair) из Гарвардского университета, основатель биотехнологической компании Sirtris Pharmaceuticals, приобретённой в 2008 году GlaxoSmithKline plc (GSK), продолжает исследования, направленные на создание препарата, эффективно действующего против старения человеческого организма. Его работа основана на полученных в ходе многолетних исследований данных о роли дефицита NAD+ в процессах клеточного старения.

В процессе нормального старения человека происходит общий износ тела с течением времени. Мышцы теряют тонус, чаще возникают воспалительные процессы, может развиться инсулинорезистентность. Потеряв способность использовать инсулин, клетки не могут и поглощать глюкозу, необходимую для обеспечения метаболических процессов. Эти проблемы приводят к тому, что пожилые люди становятся малоподвижными. Даже спортсмены не в состоянии поддерживать однажды достигнутый уровень активности, поскольку стареют.

В декабре прошлого года команда Синклера опубликовала статью в журнале Cell, в которой было объявлено, что коллективу учёных удалось резко уменьшить функциональный «возраст» мышечной ткани. У мышей, получивших терапию, повышающую уровень метаболического кофермента NAD+, обратился вспять процесс старения скелетных мышц, повысился тонус мышечной ткани и были отмечены изменения, подобные тем, что оказывают здоровая диета и физические упражнения.

С течением времени уровень NAD+ в клетках снижается, что ограничивает производство АТФ в митохондриях. У старых мышей со сниженной активностью уровень NAD+ сокращается наполовину. Восстановление уровня NAD+ возрождает их мышцы, в том числе сердечную.

Если эффекты, которые наблюдались в опытах на мышах, подобным же образом проявятся в организме человека, то — в результате терапии — шестидесятилетний человек получит возможность вернуться к физической форме двадцатилетнего. Исследование с участием людей началось в этом году. Изучается в первую очередь безопасность метода лечения, наличие побочных эффектов, потенциально опасное взаимодействие с другими препаратами.

Результаты экспериментов будут получены нескоро, но Синклер с оптимизмом смотрит в будущее. Он считает, что разрабатываемые им антивозрастные препараты станут таким же прорывом в медицинской отрасли, каким стало открытие и начало массового использования антибиотиков.