Учёные открыли механизм формирования резервуаров ВИЧ

Электронная микрофотография T-лимфоцита человека (также называемого T-клеткой) иммунной системы здорового донора.

Добавление к стандартной АРВТ, при раннем её назначении, препарата, способного препятствовать формированию из T-хелперов так называемых клеток памяти, способно препятствовать образованию вирусных резервуаров. А значит, может стать технологией элиминации вируса в организме без сложных процедур по пересадке костного мозга и генного редактирования донорского материала.

Результаты очередных исследований говорят о том, что начало АРВТ играет важную роль в процессе формирования резервуаров ВИЧ в CD4-клетках.

Как известно, АРВТ эффективно подавляет ВИЧ-инфекцию в организме, однако неспособна уничтожить вирус полностью. Краеугольным камнем полного излечения от ВИЧ является проблема так называемых резервуаров ВИЧ в организме, в которых вирус «прячется» от препаратов антиретровирусной терапии и воздействия иммунной системы человека.

Исследование, проведённое в Северной Каролине в сотрудничестве с командой учёных из Южной Африки, о котором идёт речь, поставило своей задачей изучить механизмы формирования вирусных резервуаров после назначения человеку АРВТ.

Для этого учёные в течение нескольких лет наблюдали за поведением латентного вируса в CD4-клетках у девяти южноафриканских женщин до начала приёма АРВТ и через несколько лет лечения.

Сравнив вирусные геномы, они выяснили, что до 71% вируса в резервуарах осталось таким же, как и до начала терапии. В связи с чем исследователями была выдвинута гипотеза, что именно назначение АРВТ либо индуцировало образование большей части резервуаров, либо стабилизировало их, предотвращая постоянное изменение, то есть мутацию вируса в них.

По мнению исследователей, это может быть связано с эффектом «гашения» активности иммунной системы, после начала лечения, так как АРВ-препараты способствуют прекращению размножения вируса.

Что в свою очередь приводит к тому, что многие CD4-лимфоциты оказываются склонны к превращению в длительно живущие T-клетки памяти. Способствуя формированию резервуаров, в том случае, если они до этого уже были инфицированы вирусом.

Теперь, если медикам удастся более детально изучить процесс формирования резервуаров, то появится возможность вмешиваться в этот процесс при начале терапии, не позволяя большинству из них сформироваться. Что может быть достигнуто при раннем начале терапии в результате сочетания АРВТ с препаратов с лекарствами, которые препятствует превращению CD4 в клетки памяти.

Ранее главной перспективной технологией элиминации в организме вируса считалось сочетание АРВ-терапии с пересадкой костного мозга от устойчивого к вирусу донора. Не так давно, китайским учёным удалось повторить подобный эксперимент с обычным донором с предшествующей пересадке генной модификацией донорского материала.

Если технология с подавление образования клеток памяти окажется успешной, можно будет говорить о появлении достаточно эффективной неинвазивной технологии элиминации вируса в организме «наивных», то есть ранее не получавших лечения, пациентов.