Лечение глухоты, вызванной высоким уровнем шума

Это полученное при помощи микроскопа изображение ткани в глубине уха обычной мыши показывает, как лента синапсов (красный) образует соединения между волосковыми клетками внутреннего уха (голубой) и кончиками нервных клеток (зелёный), которые подключаются к мозгу.
Это полученное при помощи микроскопа изображение ткани в глубине уха обычной мыши показывает, как лента синапсов (красный) образует соединения между волосковыми клетками внутреннего уха (голубой) и кончиками нервных клеток (зелёный), которые соединены с мозгом.

Учёные восстановили слух мышей, частично оглушённых шумом, используя передовые инструменты, которые позволили увеличить производство ключевого белка в ушных тканях.

Демонстрируя важность белка, известного как нейротрофин-3 (NT-3), в поддержании связи между ушами и мозгом, новые данные прокладывают путь для начала исследований на людях, что могло бы улучшить методы лечения потери слуха, вызванной как воздействием шума, так и процессом нормального старения.

В новой статье в онлайн-журнале eLife команда, состоящая из специалистов из Kresge Hearing Research Institute — University of Michigan и Гарвардского университета поделилась результатами работы, позволившей понять роль NT-3 во внутреннем ухе, и влияние увеличения производства NT-3 на слух после травмирующего шумового воздействия.

Работа также иллюстрирует ключевую роль клеток, которые традиционно рассматривались как «актёры второго плана» в системе ухо-мозг. Это так называемые «вспомогательные клетки», которые образуют физическую базу для работы «звёзд» слуховой системы: волосковых клеток в ухе, которые взаимодействуют непосредственно с нервами, несущими звуковые сигналы в мозг. Новое исследование раскрывает важную роль вспомогательных клеток наряду с молекулами нейротрофина-3, которые они производят.

Исследователи демонстрируют, что NT-3 имеет решающее значение для способности организма формировать и поддерживать связи между волосковыми и нервными клетками. Этот особый вид связи, называемый ленточный синапс, создаёт возможность сверхбыстрой передачи сигналов, которые путешествуют туда-обратно через крошечные промежутки между двумя типами клеток.

«Стало очевидным, что потеря слуха из-за повреждения ленточного синапса является очень распространённой и сложной проблемой, шум ли стал причиной, или нормальное старение, — говорит Габриэль Корфас (Gabriel Corfas), возглавляющий исследование. — Мы эту работу начали ещё 15 лет назад, чтобы ответить на очень простые вопросы о внутреннем ухе, и теперь мы смогли восстановить слух после частичной глухоты, вызванной оглушительным шумом. Это очень интересно».

С помощью метода генетической коррекции, исследователи стимулировали организм подопытных мышей производить больше, чем обычно NT-3 в клетках внутреннего уха после того, как они подверглись воздействию оглушительного шума. Такие мыши вновь обрели способность слышать гораздо лучше, чем животные из контрольной группы.

Теперь, по словам Габриэля Корфаса, его команда приступила к исследованию роли NT-3 в человеческом ухе и поиску препаратов, которые могут повысить действенность NT-3 либо его производство в организме. Возможно, такие препараты появятся уже через несколько лет. Также существует вероятность того, что исследования в данном направлении помогут создать лекарства против тяжёлых нейродегенеративных заболеваний.