Человеческие белки в куриных яйцах — отличная перспектива для производства лекарств

Генетически изменённые куры могут нести яйца — сырьё для производства лекарств.

Исследования показывают, что куры, генетически модифицированные для выработки человеческих белков в яйцах, могут стать экономически эффективным решением для производства определённых видов лекарств.

Исследование, которое изначально было сосредоточено на том, чтобы произвести высококачественные белки для научных целей, показало, что полученные препараты работают так же, как и белки, произведённые с использованием существующих методов. Огромное количество белка может быть извлечено из каждого яйца с помощью простой системы очистки и без неблагоприятного воздействия на самих кур, поскольку они откладывают яйца как обычно.

Исследователи говорят, что полученные данные убедительно доказывают возможность использования кур для дешёвого производства высококачественных лекарств для научных исследований и, возможно, в конце концов, для лечения пациентов. Яйца уже применяются для выращивания вирусов, используемых для изготовления вакцин, таких как прививка против гриппа. Новый подход заключается в том, что белки для лечебных целей кодируются в ДНК курицы и вырабатываются как часть яичного белка.

Первоначально команда сосредоточилась на двух белках, необходимых для иммунной системы и обладающих лечебным потенциалом. Это человеческий белок под названием IFN-alpha 2a, известный противовирусным и противораковым действием, а также человеческие и свиные версии белка под названием макрофаги-CSF, которые разрабатываются для стимуляции повреждённых тканей к самовосстановлению. Всего трёх яиц было достаточно для получения клинически значимой дозы препарата. Поскольку куры могут откладывать до 300 яиц в год, исследователи заявляют, что такой подход может стать более рентабельным, чем другие методы производства некоторых важных лекарств.

Исследователи ещё не производили лекарства для использования людьми, но их разработки предполагают доказательство, что такая система возможна и может быть легко адаптирована для производства других белков для лекарств. Препараты на основе белка (в т.ч. на основе антител), такие как «Авастин» (бевацизумаб) и «Герцептин» (трастузумаб), широко используются для лечения рака и других заболеваний. Для некоторых из этих белков единственным способом получения в достаточном качестве являются дорогостоящие и имеющие низкий выход методы культивирования клеток млекопитающих. Эти методы требуют сложных систем очистки и дополнительных методов обработки, а следовательно — высоких затрат. Учёные ранее доказали, что генетически модифицированные козы, кролики и куры могут использоваться для производства белков для лечения — из молока или яиц. Исследователи говорят, что новый подход более эффективен, даёт лучшие результаты и более рентабелен, чем испытанные ранее.

Исследование проводилось в Рослинском институте (Roslin Institute) Эдинбургского университета (The University of Edinburgh) и Roslin Technologies, компании, созданной для коммерциализации исследований в Рослинском институте. Профессор Хелен Санг (Helen Sang) из Рослинского института Эдинбургского университета говорит: «Мы ещё не производим лекарства для людей, но наше исследование показывает, что куры способны производить белки в коммерческих масштабах, они подходят для исследований лекарств и иного применения в биотехнологиях».

Лисса Херрон (Lissa Herron), руководительница подразделения Avian Biopharming в Roslin Technologies, добавляет: «Мы рады развивать эту технологию в полной мере, что значит, не только для лечения человека, но и в области исследований и здоровья животных».