Роль иммунокомпетентных клеток в развитии жировой болезни печени

Профессор Матиас Хайкенвэльдер (Mathias Heikenwälder).

Развитие жировой болезни печени связывают с чрезмерным потреблением жиров и сахара в сочетании с отсутствием физической нагрузки или малоподвижным образом жизни. Полное название заболевания — неалкогольная жировая болезнь печени (НАЖБП). Когда НАЖБП становится хронической, в печени развивается воспалительный процесс, который может привести к развитию неалкогольного стеатогепатита (НАСГ) — заболевания печени с характерными патологическими изменениями тканей.

Эти болезни печени (НАЖБП и НАСГ), наряду с хроническими вирусными инфекциями, являются наиболее распространёнными причинами развития рака печени (гепатоцеллюлярной карциномы, ГЦК). В США около 90 миллионов человек страдают от НАЖБП. В Европе количество больных превышает 40 миллионов. Количество случаев НАЖБП и НАСГ у пациентов постоянно увеличивается во всём мире. Гепатоцеллюлярная карцинома становится причиной смерти около 800 000 человек ежегодно.

Механизмы, которые вызывают такие заболевания, как жировая болезнь печени, стеатогепатит и рак печени, до сих пор не изучены в полной мере. Стало известно, что важную роль в процессе играют клетки иммунной системы, особенно цитотоксические Т-лимфоциты и NK-T-лимфоциты. Этот вывод был сделан группой учёных из Германии. Для исследований была создана животная модель, позволившая изучить долгосрочные эффекты метаболического синдрома, вызывающего жировую болезнь печени, а также показать, как НАЖБП может перерасти в рак печени.

Крупнокапельная жировая инфильтрация гепатоцитов.
Крупнокапельная жировая инфильтрация гепатоцитов. Стрелками отмечены клетки с воспалением.

Учёные предполагают, что метаболический дисбаланс приводит к активации и миграции иммунокомпетентных клеток в печень. Там иммунные клетки взаимодействуют с клетками печени и вызывают воспалительную реакцию, которая повреждает ткани печени, а также дестабилизирует метаболическую активность клеток печени.

«Изначально эти иммунные клетки способствуют жировой дегенерации печени. Воспаление, вызванное специфическими иммунными клетками, стимулирует развитие жировой болезни печени и становится причиной развития НАСГ. Эти процессы являются причиной дегенерации клеток печени, которые могут привести к ГЦК», — объясняет руководитель исследования, профессор Матиас Хайкенвэльдер (Mathias Heikenwälder).

«Результаты нашего исследования дают совершенно новый взгляд на развитие этих серьёзных заболеваний печени. Опираясь на эти знания, мы начинаем разрабатывать новые профилактические и терапевтические стратегии борьбы с этими заболеваниями», — заключает профессор Хайкенвэльдер.