Бактериальный белок микоплазм может провоцировать развитие раковых заболеваний

Коллектив лаборатории Давида Зелла.

Исследователи из Института вирусологии человека (The Institute of Human Virology, IHV) в школе медицины университета Мэриленда в Балтиморе (University of Maryland, Baltimore, School of Medicine, UMSOM) сообщают, что DnaK, белок микоплазм, нарушает способность инфицированной микоплазмой клетки восстанавливать повреждения ДНК, что может стать причиной раковых заболеваний.

Статья об исследовании опубликована в журнале PNAS (Proceedings of the National Academy of Sciences).

Если выводы учёных верны, бактериальные инфекции заметно чаще, чем считалось ранее, вызывают раковые заболевания.

Открытие представил общественности один из первооткрывателей вируса иммунодефицита человека профессор Роберт Галло (Robert Gallo).

«В настоящее время примерно 20% случаев рака, как полагают, вызваны инфекцией, в основном, вирусной, — говорит профессор Галло. — Микоплазмы — семейство бактерий, которые связаны с раком, особенно у людей с ВИЧ. Наша работа объясняет, как бактериальная инфекция может вызвать ряд событий, приводящих к раку. Особенно важно, что инфекция не должна сохраняться, и белок не должен постоянно присутствовать во всех раковых клетках. Исследование также показывает механизм того, как некоторые бактериальные инфекции могут препятствовать действию конкретных противораковых препаратов».

В качестве модели для анализа влияния микоплазменной инфекции на развитие лимфомы использовались мыши с подавленным иммунитетом. Сравнивалось время, через которое развивалась лимфома у неинфицированных мышей и животных, заражённых микоплазмой. Мыши были заражены штаммом микоплазмы, полученным от пациента с ВИЧ. Оказалось, что микоплазменная инфекция ускоряет развитие лимфомы. Кроме того, оказалось что некоторые, но не все из раковых клеток имели бактериальную ДНК. Обнаружение только небольшого количества бактериальной ДНК в раковых клетках показало, что инфекция не должна сохраняться, чтобы вызвать рак.

«Мы сосредоточились на белке DnaK, одном из семейства белков-шаперонов, — говорит Давид Зелла (Davide Zella), первый автор публикации. — В нашем случае DnaK уменьшает активность важных клеточных белков, участвующих в репарации ДНК и противораковой деятельности, таких как p53. Таким образом, клетки, инфицированные микоплазмой, не могут должным образом восстанавливать повреждённую ДНК, таким образом увеличивая риск развития рака».

Авторы работы поясняют, что бактерии могут выделять DnaK, а DnaK попадает в близлежащие неинфицированные клетки. Исследование также показывает, что через подавление р53 DnaK также снижает эффективность противораковых препаратов.

Таким образом, микоплазменная инфекция способна не только вызывать события, приводящие к накоплению повреждений ДНК и онкогенезу в инфицированных клетках, но и вызывать события, вызывающие рак в близлежащих неинфицированных клетках.

Исследователи отметили, что микоплазмы — не единственная группа бактерий, заражение которыми может провоцировать развитие раковых заболеваний.