Учёные выяснили, почему мы лысеем и седеем

Седина и потеря волос считаются неотъемлемыми признаками старения. Однако в будущем ситуация может измениться.

В процессе изучения нейрофиброматоза, редкого генетического заболевания, учёные, похоже, обнаружили механизм, лежащий в основе облысения и появления седины. Со временем это открытие может привести к появлению лекарства (например, крема), позволяющего сохранить и сами волосы, и их естественный цвет.

Изначально целью исследования было выявление процессов опухолевого роста у пациентов, страдающих нейрофиброматозом 1 типа. Однако вместо этого авторы работы, проводившейся под руководством доктора Лу Лэ (Lu Le) из Комплексного онкологического центра (Comprehensive Cancer Center) при Техасском университете в Далласе (University of Texas at Dallas), нашли механизм, играющий ключевую роль в образовании седых волос и облысении. Результаты работы были опубликованы в издании Genes and Development.

Ранее уже было установлено, что в волосяных фолликулах присутствуют стволовые клетки, участвующие в процессе роста волос. Также было известно, что белок под названием «фактор стволовых клеток» (stem cell factor, SCF) играет определённую роль в формировании пигментации. В ходе нового исследования доктор Лэ совместно с коллегами установили, что, когда стволовые клетки перемещаются в основание фолликула, белок KROX20 активируется в клетках-предшественниках волос. Последние непосредственно связаны с синтезом стержня волоса.

Учёные обнаружили, что в ответ на активацию KROX20 клетки-предшественники начинают вырабатывать фактор стволовых клеток, SCF. В ходе нового исследования также было установлено, что этот фактор критически важен для нормальной пигментации волоса.

У подопытных мышей, в коже которых вырабатывались оба белка, клетки-предшественники коммуницировали с меланоцитами, клетками, которые вырабатывают пигмент, придающий цвет коже, волосам и глазам.

Однако когда белок SCF был удалён, животные начали отращивать шерсть серого цвета, а со временем она превратилась в белую. Удаление же клеток, вырабатывавших белок KROX20, привело к тому, что шерсть у мышей перестала расти совсем.

Сделанное открытие, по мнению авторов работы, указывает на то, что патологические изменения в белках SCF и KROX20 могут играть важную роль в потере волос и появлении седины. Для подтверждения результатов необходимо проведение исследований с участием людей-добровольцев. Тем не менее, доктор Лэ надеется, что полученные результаты со временем приведут к появлению новых подходов к терапии седины и облысения.