Переливание человеческой крови омолодило мозг мышей

Кому — кровь, а кому — лекарство от старения.

Белок, содержащийся в плазме человеческой пуповинной крови может улучшить работу мозга стареющих мышей — к такому выводу пришли учёные из Стэнфордского университета (Stanford University). Это первый случай, когда «омолаживающий» эффект продемонстрировали, переливая грызунам кровь Homo Sapiens. Результаты исследования опубликованы в журнале Nature.

Исследователи уже давно изучают влияние «молодой крови» на стареющий организм. Они проводят эксперименты на грызунах с помощью техники под названием «парабиоз»: животных сшивают таким образом, чтобы они имели общую кровеносную систему. До сих пор «переливания» делали только от мыши к мыши, но, тем не менее результаты этих исследований вдохновили учёных, и как минимум две компании начали клинические испытания на людях.

Одна из них называется Alkahest. Должность председателя научно-консультативного комитета здесь занимает нейробиолог Тони Висс-Корэй (Tony Wyss-Coray). Он и его коллеги из Стэнфорда начали эксперименты по переливанию пуповинной крови человеческих младенцев стареющим мышам. Они обнаружили, что после процедуры грызуны лучше ориентируются в лабиринте и успешно проходят поведенческие тесты. Когда учёные вскрыли мозг животных, они увидели, что в клетках гиппокампа — области мозга, которую связывают с обучением и памятью — активизируются гены, вызывающие формирование связей между нейронами. У мышей, которым вводили кровь пожилых людей, такого эффекта не наблюдалось.

Исследователи сравнили 66 белков, содержащихся в пуповинной крови с протеинами в плазме пожилых доноров и мышей в парабиозе. Они отобрали несколько потенциальных «кандидатов на омоложение», вводили их в кровь стареющих грызунов и заставляли животных проходить тесты на память и обучаемость. Результаты тестов улучшал только один белок — TIMP2 (тканевый ингибитор металлопротеиназ 2), при этом он не вызывал регенерации клеток мозга, погибших в процессе старения. Инъекции пуповинной крови, в которых не было TIMP2, никакого влияния на когнитивные способности мышей не оказывали.

Учёные пока не знают, почему и каким образом TIMP2 воздействует на память. И хотя исследование показало, что белок экспрессируется в мозге молодых мышей, раньше его с памятью или обучением не связывали. Висс-Корэй предполагает, что протеин работает как регулятор генов, участвующих в росте клеток и кровеносных сосудов. «Я думаю, это прекрасная научная работа», — говорит Михал Шварц (Michal Schwartz), нейроиммунолог из Института имени Вейцмана (иврит ‏מכון ויצמן למדע‏‎) в Реховоте. Особенно интересным ей кажется то, что учёным удалось добиться улучшения когнитивных способностей мышей, не вводя плазму непосредственно в мозг. Шварц предполагает, что TIMP2 влияет на иммунную систему или метаболизм и таким образом опосредованно воздействует на когнитивные способности.

Теперь Висс-Корэй и его коллеги намерены прояснить механизм действия TIMP2. В частности, они хотят понять, влияет ли белок только на процесс старения или на здоровье клеток в целом. «Это своего рода эксперименты с чёрным ящиком, потому что они не знают, что происходит», — комментирует нейробиолог Филип Ландфилд (Philip Landfield). Его больше всего волнует, найдут ли результаты исследования практическое применение. Теоретически переливанием молодой крови можно было бы лечить возрастные заболевания. Другой вариант — создать «коктейль» из полезных белков или лекарства, которые имитируют их воздействие. Но эти препараты появились бы гораздо позже, чем лечение плазмой, отмечает Висс-Корэй. «С глобальной точки зрения новое исследование воодушевляет, потому что подтверждает представление о том, что в молодой крови есть отдельные «хорошие» факторы», — говорит он.