Кесарево сечение влияет на эволюцию человека

В некоторых странах, например, в Великобритании при помощи кесарева сечения на свет появляется каждый четвёртый ребёнок.
В некоторых странах, например, в Великобритании при помощи кесарева сечения на свет появляется каждый четвёртый ребёнок.

По данным нового исследования, число женщин с узким тазом, нуждающихся в помощи хирурга для рождения ребёнка, постепенно растёт. По оценке учёных, в 1960-х годах ситуация, когда младенец не мог пройти сквозь родовые пути, встречалась 30 раз на 1000 родов. Сейчас этот показатель увеличился до 36 случаев на 1000 родов.

Исторически гены, с которыми связано такое строение таза, не могли быть переданы от матери к ребёнку, поскольку оба погибали в родах.

По мнению исследователей из Австрии, тенденция сохранится, и потребность в кесаревом сечении будет расти, однако не в такой степени, чтобы полностью заменить естественные роды.

Доктор Филипп Миттерёкер (Philipp Mitteroecker) из отделения теоретической биологии Венского университета (нем. Universität Wien) отметил, что один из вопросов в изучении эволюции человека долгое время оставался открытым: «Почему проблемы, связанные с родами, в первую очередь, узкий таз, при котором ребёнок просто не может пройти сквозь родовые пути, встречаются так часто?

В отсутствие современных медицинских практик эти проблемы зачастую приводили к летальному исходу, что, с эволюционной точки зрения, являлось отбором.

Женщины со слишком узким тазом не могли пережить роды 100 лет назад. Сейчас они выживают и передают гены, связанные со строением таза, своим дочерям».

Учёных давно занимает вопрос, почему человеческий таз не расширился за годы эволюции. Голова человеческого младенца крупнее, чем головы детёнышей других приматов, поэтому процесс родов, например, у шимпанзе протекает существенно легче, чем у людей.

Сотрудники Венского университета разработали математическую модель, в которой использовались данные исследований Всемирной организации здравоохранения (World Health Organization) и других крупных работ, посвящённых родам.

После обработки данных исследователи обнаружили движущие силы, противодействующие эволюционированию в направлении облегчения родов у человека. Одна из них была связана с тем, что более крупные новорождённые были в среднем и более здоровыми. Однако если плод вырастал слишком большим, он «застревал» в родовых путях, что исторически оказывалось фатальным и для матери, и для ребёнка — и их гены не передавались дальше.

«Одно из проявлений такого отбора — можно назвать его «тенденцией к уменьшению размера новорождённого» — исчезло в результате появления кесарева сечения, — рассказывает доктор Миттерёкер. — Мы не собираемся критиковать медицинские вмешательства. Но они действительно оказывают влияние на эволюцию».

Исследователи оценили исходную частоту случаев, когда ребёнок не мог пройти сквозь родовые пути, в 3% или 30 случаев на 1000 родов. За последние 50—60 лет этот показатель увеличился до 3,6%. То есть, из-за эволюционных изменений потребность в кесаревом сечении выросла на 10—20%.

«Конечно, возникает вопрос, что нас ждёт в будущем, — добавил доктор Миттерёкер. — Я думаю, тенденция к увеличению потребности в проведении кесарева сохранится, но расти этот показатель будет достаточно медленно. Существуют определённые ограничения, поэтому я не думаю, что мы однажды окажемся в мире, где большинство детей появились на свет при помощи кесарева».

Результаты исследования были опубликованы в издании Proceedings of the National Academy of Sciences.