Оптогенетика может помочь людям, потерявшим зрение

Изображение сетчатки пациента, страдающего пигментной дистрофией сетчатки.
Зрение пациентов, страдающих пигментной дистрофией сетчатки, постепенно ухудшается. Ранее этот процесс считался необратимым.

Состоялись первые клинические испытания нового подхода, который, как надеются медики, поможет вернуть зрение пациентам, страдающим пигментной дистрофией сетчатки. В случае благополучного исхода, участники исследования смогут видеть окружающий мир, правда, их зрение будет монохромным и не очень чётким.

Оптогенетическая терапия, разработанная компанией RetroSense Therapeutics, предполагает введение непосредственно в глаз вирусных частиц, содержащих фрагменты ДНК светочувствительных водорослей. Целью этого вмешательства является изменение ганглионарных клеток сетчатки таким образом, чтобы они начали реагировать на свет.

В обычных условиях ганглионарные клетки сетчатки отвечают за передачу нервных импульсов в мозг, а чувствительность к свету обеспечивается светочувствительными клетками, палочками и колбочками. Однако у пациентов, страдающих пигментной дистрофией сетчатки, светочувствительные клетки отмирают, что со временем приводит к полной слепоте. Подход, разработанный и запатентованный RetroSense Therapeutics, предполагает, что генетически модифицированные ганглионарные клетки смогут взять на себя, хотя бы отчасти, функции утраченных в результате болезни палочек и колбочек. В результате лечения пациенты, возможно, смогут видеть, например, руку, двигающуюся перед лицом. Генеральный директор RetroSense Therapeutics Шон Эйнзуэрт (Sean Ainsworth) выразил надежду, что в случае успешного исхода участники испытаний будут различать «столы и стулья» и видеть буквы, набранные крупным шрифтом.

Оптогенетика появилась около 10 лет назад в нейробиологических лабораториях как способ непосредственного управления активностью нервных клеток. Учёные добавили в ДНК инструкции, связанные со светочувствительным белком, получившим название «канальный родопсин». Оказавшись в нейронах, этот белок может вызывать возникновение нервного импульса каждый раз, когда на клетку воздействует излучение с определённой длиной волны.

Уже начались и полгода идут первые клинические испытания безопасности нового метода. Вирусы, содержащие ДНК светочувствительных водорослей, были введены 15 добровольцам, потерявшим зрение в результате пигментной дистрофии сетчатки. По словам учёных, за участниками исследования будут наблюдать в течение года после процедуры.