Учёные узнали, какие клетки прячут ВИЧ

Т-лимфоцит под микроскопом.

Учёные Монреальского университета (фр. Université de Montréal) научились отличать клетки, в которых вирус иммунодефицита человека сохраняется во время антиретровирусной терапии. Результаты исследования опубликованы в журнале PLOS Pathogens.

Антиретровирусная терапия не позволяет ВИЧ-инфекции перерасти в синдром приобретённого иммунного дефицита (СПИД). Однако она не может окончательно истребить вирус: ВИЧ сохраняется в клетках, которые называют «резервуарами» и возвращается, как только человек прекращает лечение. «Задача моей лаборатории — распознать клетки, в которых прячется вирус и уничтожить их. — Объясняет ведущий автор исследования Николя Шомон (Nicolas Chomont). — Если нам это удастся, инфицированные люди смогут, в конце концов, без риска прекратить приём антиретровирусных препаратов, у которых есть побочные эффекты».

Чтобы жить и размножаться, вирусу нужна клетка. Обычно он заселяет CD4+ лимфоциты, белые кровяные тельца, которые активируют защиту организма против инфекций. Но пытаться обнаружить ВИЧ-резервуары — всё равно, что искать иголку в стоге сена. Популяция CD4+ T-хелперов огромна, и на миллион лимфоцитов приходится только одна группа укрывающих вирус клеток.

Исследователи продемонстрировали, что ВИЧ-резервуары обладают общими иммунологическими характеристиками. На поверхности этих клеток экспрессируются белки под названием PD1 (Programmed cell death 1; CD279), LAG-3 (Lymphocyte-activation gene 3) и TIGIT. «Если использовать аналогию с домом, PD1, LAG-3 и TIGIT (T cell immunoreceptor with Ig and ITIM domains) — это, к примеру, труба, дверь и забор. Наша цель — разрушить все дома с такими отличительными признаками, чтобы уничтожить вирус», — говорит Шомон.

«Это важное открытие, потому что комбинации маркеров, которую можно было бы применять в терапии для ликвидации ВИЧ-резервуаров, раньше не было. Противораковые препараты, которые уничтожают эти маркеры, уже существуют. Мы считаем, что те же лекарства можно использовать для ликвидации ВИЧ-резервуаров», — заключает он.

Вирус иммунодефицита человека, пластиковая модель.

ВИЧ-инфекция — медленно прогрессирующее заболевание, вызываемое вирусом иммунодефицита человека. Вирус поражает клетки иммунной системы, имеющие на своей поверхности рецепторы CD4: Т-хелперы, моноциты, макрофаги, клетки Лангерганса, дендритные клетки, клетки микроглии. В результате работа иммунной системы угнетается, развивается синдром приобретённого иммунного дефицита (СПИД), организм больного теряет способность защищаться от инфекций и опухолей, возникают вторичные заболевания, которые не характерны для людей с нормальным иммунным статусом.

Высокоактивная антиретровирусная терапия (ВААРТ) — метод терапии ВИЧ-инфекции, состоящий в приёме трёх или четырёх препаратов. Благодаря ВААРТ большинство ВИЧ-инфицированных могут в настоящее время вести нормальный образ жизни. Основные цели ВААРТ: остановить воспроизведение вируса в организме, восстановить состояние иммунной системы, увеличить продолжительность и качество жизни. Комбинация препаратов собирается из трёх или четырёх компонентов, терапия требует чёткого соблюдения графика приёма.