Иммунотерапия рака — можно использовать донорские Т-лимфоциты

Т-лимфоцит.

Исследование учёных из Нидерландского института онкологии (нидерл. Nederlands Kanker Instituut, NKI) и университета Осло/клиники университета Осло (норв. Universitetet i Oslo/Oslo Universitetssykehus), опубликованное 19 мая в Science, свидетельствует о том, что в иммунотерапии рака можно использовать донорские Т-лимфоциты, в том случае, когда собственные клетки пациента не справляются с задачей.

Существует ряд причин, которые мешают иммунной системе обнаружить раковые клетки. Во-первых, активность иммунных клеток в организме контролируется многими «тормозами». Методы лечения, которые при необходимости отключают эти тормоза, сейчас проходят апробацию в качестве терапии ряда опухолей человека. Вторая причина — у некоторых пациентов иммунная система не может распознать раковые клетки как угрозу. Помощь иммунной системе в распознавании раковых клеток является одним из основных направлений в иммунотерапии рака.

Тон Шумахер (Ton Schumacher) из института онкологии Нидерландов и Джоанна Олвеус (Johanna Olweus) из университета Осло/клиники университета Осло решили проверить, распознает ли «заимствованная иммунная система» раковые клетки как аберрантные. Определение аберрантных клеток — задача Т-лимфоцитов. Они сканируют поверхность других клеток в поиске фрагментов белков, которых там быть не должно. Клетки с фрагментами чужеродных белков уничтожаются иммунной системой. На поверхности раковых клеток имеются характерные белковые фрагменты, известные как неоантигены.

Для того чтобы понять, реагируют ли Т-клетки пациента на все аномальные фрагменты белков на поверхности раковых клеток, исследовательская группа изучила, какие неоантигены можно найти на поверхности клеток меланомы у трёх разных больных. У каждого пациента раковые клетки имели большое количество различных неоантигенов. Но большинство из этих аберрантных фрагментов белков на поверхности опухолевых клетки оставались незамеченными Т-клетками пациента.

Затем исследователи проверили, заметят ли эти же неоантигены Т-клетки, полученные от здоровых добровольцев. Донорские Т-лимфоциты показали способность обнаружить значительное количество неоантигенов, пропущенных иммунной системой больных раком.

«Таким образом, наши результаты показывают, что иммунный ответ у онкологических больных может быть усилен; у раковых клеток есть особенности, которые делают их чужеродными, мы можем использовать это. Один из рассмотренных способов — поиск подходящей донорской Т-клетки, которая будет реагировать на эти неоантигены, — говорит Шумахер. — Рецепторы, которые работают в этих донорских Т-клетках, могут быть использованы для генетической модификации собственных Т-клеток пациента с тем, чтобы они были в состоянии обнаружить раковые клетки».

«Наше исследование показывает, что принцип передачи задачи определения рака иммунной системе донора имеет смысл. Однако многое ещё предстоит сделать, прежде чем пациенты смогут извлечь выгоду из этого открытия. Мы должны найти способы увеличения эффективности метода. В настоящее время мы в поиске высокопроизводительного метода для определения неоантигенов, которые позволяют Т-клеткам «видеть» рак, и отбора подходящих клеток. Но результаты, показывающие, что можно получить рак-специфический иммунитет из крови здоровых лиц, уже очень обнадёживающие», — говорит Джоанна Олвеус.