С раком можно бороться с помощью перепрограммирования клеток-макрофагов

Макрофаг (визуализация).

Исследователи Каролинского института (швед. Karolinska Institutet) в Швеции создали антитела, которые перепрограммируют ассоциированные с опухолью макрофагальные клетки, что позволяет иммунной системе распознать и убить опухолевые клетки. В исследовании, опубликованном в журнале Cell, сообщается, что результатом работы может быть создание нового метода терапии и диагностики рака молочной железы и злокачественной меланомы.

Иммунотерапия — метод лечения онкозаболеваний, при котором воздействие оказывается не на опухоль, а на иммунную систему пациента с тем, чтобы она могла сама убить опухолевые клетки.

«Мы нашли новый способ использования антител в иммунотерапии. Они активируют иммунные клетки, называемые макрофагами, в опухоли, — поясняет член исследовательской команды профессор Микаэль Карлссон (Mikael Karlsson), кафедра микробиологии, опухолевой и клеточной биологии Каролинского института. — Это облегчает иммунной системе задачу распознавать опухолевые клетки. Исследования на животных трёх разных видов рака дали обнадёживающие результаты».

Иммунотерапия — перспективное направление медицины. Для лечения раковых заболеваний уже применяются модифицированные Т-лимфоциты. Однако для многих типов рака терапия Т-клетками неэффективна. Опухоли обладают способностью скрывать своё присутствие в организме от иммунной системы, к тому же реакция иммунной системы на опухолевые клетки изначально не такая сильная, как, например, на проникающую извне инфекцию.

Шведские учёные сосредоточились на работе с макрофагами, иммунокомпетентными клетками, нормальная функция которых заключается в борьбе с инфекциями. Но есть макрофаги (макрофаги, ассоциированные с опухолью), которые влияют на тканевое микроокружение опухоли, упрощая раковым клеткам выживание и распространение. Обычно в опухоли эта разновидность макрофагов доминирует, это мешает Т-лимфоцитам и другим иммунным клеткам обнаружить и убить рак. Исследователям удалось перепрограммировать и активировать этих макрофагов с помощью антител, нацеленных на определённый белок на поверхности клетки, что остановило рост и распространение опухолей у мышей. Предполагается, что в будущем такая терапия будет применяться в сочетании с терапией модифицированными Т-клетками.

Исследователи сообщают, что использованный в их работе тип макрофагов может быть найден в человеческой раковой опухоли молочной железы и злокачественной меланоме, и поэтому есть надежда, что будут найдены антитела, которые будут эффективны для лечения этих заболеваний.

«Теперь мы надеемся, что эта новая терапия, которая протестирована доклинически, однажды начнёт использоваться в сочетании с другими видами иммунотерапии, чтобы сделать их ещё более эффективными, — говорит профессор Карлссон. — Мы также рассматриваем вопрос о том, может ли наличие такого типа макрофагов в опухолях человека быть использовано клинически для диагностики онкологических заболеваний».