Мозговые импланты для лечения психики

Мозг человека — одна из самых сложных структур, существующих во Вселенной.

DARPA, агентство передовых исследовательских проектов армии США, запускает программу стоимостью 70 миллионов долларов, которая должна помочь военнослужащим с психическими расстройствами излечиться с помощью электронных устройств, вживляемых в мозг.

Целью пятилетней программы является разработка новых способов лечения таких проблем, как депрессия, тревожность и посттравматические стрессовые расстройства, которые встречаются среди воевавших в Ираке или Афганистане военнослужащих.

DARPA, как известно, занимается перспективными исследованиями в различных областях — от противоракетной обороны до планов освоения дальнего космоса. В 2013 году агентство объявило, что будет работать в направлении изучения человеческого мозга, о приоритетности которого президент Обама заявил в своей речи 2 апреля 2013 года.

Новая программа имеет целью создание имплантируемых устройств, способных контролировать и электрически стимулировать конкретные участки мозга. Над этой задачей работают ученые из Калифорнийского университета и Массачусетского госпиталя общего профиля (Massachusetts General Hospital).

Устройства, стимулирующие работу мозга, уже существуют и используются, в частности, для помощи пациентам с болезнью Паркинсона. Но DARPA планирует создать более сложный инструмент.

Джастин Санчес, руководитель проекта, говорит о том, что несмотря на доказанную эффективность существующих устройств, они лишь немного превзошли в техническом плане приборы кардиостимуляции. А мозг устроен значительно сложнее сердца.

Программа начинается с изучения мозга добровольцев с уже вживленным зондом, что является частью лечения эпилепсии или паркинсонизма. Ученые Калифорнийского университета надеются получить данные с точностью, ранее недостижимой.

Путем мониторинга электрической активности клеток мозга, ученые смогут изучить, как ведут себя нейронные сети в реальном времени. То, что у многих из волонтеров наблюдается депрессия, тревожность и другие проблемы, позволяет сделать выводы о том, как эти нарушения проявляются в мозге.

Следующим шагом станет создание микроскопических электронных имплантатов, которые смогут стимулировать клетки там, где нейронная сеть неисправна. Ожидается, что после такой стимуляции мозг, обладающий свойством нейропластичности, сможет восстановить свое нормальное состояние.