Микрофлора кишечника влияет на тяжесть инсульта

Кишечная флора мыши очень отличается от таковой у человека, поэтому радоваться за пациентов, страдающих от инсульта, пока рано.

Учёные из Медицинского колледжа Вейл Корнелл (Weill Cornell Medical College) в ходе опытов на мышах продемонстрировали, что установление правильного микробного баланса может уменьшить повреждения мозга при инсульте. Результаты исследования опубликованы в журнале Nature.

На степень тяжести инсульта влияют два типа клеток, которые регулируют иммунный ответ. Регуляторные Т-лимфоциты оказывают противовоспалительное действие, защищая человека от инсульта, а гамма-дельта-Т-лимфоциты вырабатывают молекулы интерлейкина-17, вызывающие вредное воспаление. Обе группы клеток в изобилии представлены на слизистой оболочке кишечника.

Исследователи решили выяснить, можно ли повлиять на баланс между ними, изменив микрофлору кишечника. Они вывели две колонии мышей: кишечная флора животных первой колонии была чувствительна к антибиотикам, а второй — устойчива к ним. Обе группы получали антибиотики на протяжении двух недель. Затем исследователи вызвали у животных инсульт, перекрыв им церебральные артерии. Мозг мышей из группы, чувствительной к антибиотикам, был повреждён на 60% меньше.

Чтобы подтвердить, что результаты действительно связаны с изменениями кишечной флоры, исследователи пересадили содержимое толстой кишки животных, меньше пострадавших от инсульта, другим мышам. На этот раз учёные не использовали антибиотики, и бактериальный состав кишечника изменился без лекарств. Вызвав ишемический инсульт у новой группы мышей, учёные обнаружили, что эти животные также менее пострадали от него, чем мыши с неизменённой микробиотой.

Исследователи пришли к выводу, что изменив кишечную флору, они опосредованно повлияли на соотношение между иммунными клетками в пользу «хороших» регуляторных Т-лимфоцитов. Учёные проследили, как оба вида клеток покинули кишечник, осели на мозговых оболочках и, предположительно, изменили ответ мозга на инсульт. Так называемая системная воспалительная реакция — поддерживаемая Т-лимфоцитами — может очищать мозг от мёртвых клеток и оказывать благотворное влияние или вызывать отёк мозга и дальнейшие повреждения.

«Эти клетки определяют, с какой иммунновоспалительной реакцией столкнётся мозг после инсульта», — говорит Константино Иадекола (Constantino Iadecola), один из авторов исследования. Он объясняет, что, изменяя бактериальный ландшафт кишечника, можно заставить иммунные клетки помогать мозгу, а не усугублять ущерб.