Контактные линзы меняют микрофлору глаз

Ношение контактных линз является фактором риска развития глазных инфекций.

Согласно исследованию, опубликованному в журнале mBio Американского микробиологического общества, контактные линзы могут изменить естественный состав микробного сообщества глаз.

Исследователи из Школы медицины Нью-Йоркского университета (New York University School of Medicine) обследовали 58 взрослых пациентов и обнаружили, что контактные линзы изменяют микрофлору глаза таким образом, что она приближается по составу к микрофлоре кожи. Увеличивается доля кожных бактерий видов Pseudomonas, Acinetobacter, Methylobacterium, и Lactobacillus и уменьшается доля микроорганизмов Haemophilus, Streptococcus, Staphylococcus и Corynebacterium.

Пока учёным не до конца ясно, как происходят эти изменения. Возможно, бактерии попадают с пальцев на линзы, а затем на поверхность глаза или линзы сами по себе способны изменять состав микробного сообщества. Ношение контактных линз признано фактором риска развития глазных инфекций, таких как гигантский папиллярный конъюнктивит и кератит, поэтому важно выяснить, как именно линзы влияют на микрофлору.

Исследователи сравнили микробиоту конъюнктивы (поверхности глаза) и кожи нижнего века 58 взрослых пациентов. Для этого они использовали лабораторный метод под названием «секвенирование 16S рРНК». Кроме того, они брали образцы микрофлоры у 20 человек (9 из них носили линзы, 11 нет) три раза на протяжении 6 недель.

Изучив 250 образцов в лаборатории (116 ватных палочек с образцами микрофлоры конъюнктивы, 114 с образцами микрофлоры век и 20 контактных линз) учёные обнаружили более высокое разнообразие бактерий на поверхности глаза, чем на коже нижнего века или на контактных линзах. У тех, кто не носил линз, относительное содержание бактерий Pseudomonas, Acinetobacter, Methylobacterium, и Lactobacillus оказалось выше в образцах кожи век, чем в образцах конъюнктивы, что позволило классифицировать их как кожные. Микрофлора глаза тех, кто носил линзы по сравнению с теми, кто их не носил, содержала больше этих бактерий и меньше микроорганизмов видов Streptococcus, Staphylococcus, и Corynebacterium.

Сравнив микрофлору глаз с микрофлорой кожи, учёные обнаружили, что конъюнктива тех, кто не пользуется линзами, содержит больше микроорганизмов видов Haemophilus, Neisseria, Streptococcus, Staphylococcus, Rothia, Corynebacterium и меньше бактерий Pseudomonas, Acinetobacter, Sphingobium, и Methylobacterium. При этом в разнообразии и составе бактерий из образцов глаз и кожи, полученных в разное время, не было существенной разницы.

Согласно информации Управления по санитарному надзору за качеством пищевых продуктов и медикаментов США (Food and Drug Administration — FDA) линзы носят 100 миллионов человек по всему миру. Однако учёные пока не могут ничего им посоветовать. «Предыдущие исследования показали, что те, кто носит контактные линзы, больше подвержены риску глазных инфекций, и это может быть связано с влиянием линз на микрофлору, — говорит Мария Домингес-Бельо, один из авторов исследования. — Когда мы сможем лучше понять эти механизмы, мы сможем протестировать разные гипотезы и предложить профилактические меры».