Неслабый пол: эстроген защищает женщин от гриппа

Исследователи обнаружили, что эстрадиол, СЭРМ ралоксифен и бисфенол А снижают репликацию вируса гриппа в назальных клетках женщин.

Женский половой гормон эстрадиол (основной и наиболее активный для человека женский половой гормон из группы эстрогенов) обладает противовирусным эффектом в отношении вирусов рода Influenza A, или, по-другому, вирусов гриппа. Об этом сообщается в журнале American Journal of Physiology — Lung Cellular and Molecular Physiology.

Процесс заражения вирусом и протекание болезни можно упрощённо описать следующим образом: вирусная частица проникает в клетку и с помощью внутренних систем клетки производит в ней собственные копии. Затем новые вирусные частицы покидают клетку-хозяина и распространяются далее внутри тела или передаются между людьми. «Тяжесть болезни определяется, в том числе и тем, сколько своих копий произведёт вирусная частица в клетке-хозяине. Меньше репликаций — легче заражённый перенесёт болезнь и с меньшей вероятностью заразит кого-нибудь другого», — говорит ведущий исследователь данной работы доктор Сабра Кляйн (Sabra Klein) из университета Джонса Хопкинса.

Чтобы проверить, как эстрадиол влияет на способность вируса к репликации, команда исследователей взяла назальные эпителиальные клетки (их чаще всего и заражает грипп в первую очередь) от доноров мужского и женского пола. Сначала клеточные культуры подвергали воздействию эстрадиола, различных селективных эстроген-рецепторных модуляторов (СЭРМ) ралоксифена и бисфенола А. А затем их заражали вирусом гриппа.

Было обнаружено, что эстрадиол, ралоксифен и бисфенол А снижали скорость репликации вируса в назальных клетках женщин, но не мужчин. Так же исследователи обнаружили, что эстрадиол запускал свой противовирусный эффект через взаимодействие с рецептором эстрогена β.

«Другие исследования показали, что эстрогены обладают антивирусными свойствами по отношению к ВИЧ, вирусу Эбола и гепатитам. Что делает наше исследование вдвойне уникальным? Во-первых, мы проводили свои исследования на клетках полученных прямо у пациентов, что позволило нам непосредственно определить поло-специфический эффект эстрогенов. Во-вторых, наше исследование впервые позволило определить эстрогеновый рецептор, отвечающий за антивирусный эффект эстрогенов, что приближает нас к пониманию механизма действия защитных эффектов эстрогенов»,— говорит Кляйн. «Мы видим клинический потенциал в том, что эстрогеновая терапия бесплодия и менопаузы может так же защищать против гриппа»,— добавляет она.

Результаты этого нового исследования поддерживают ранее полученные в экспериментах с животными данные, что эстроген имеет защитный эффект по отношению к гриппу.