Выявление депрессии по анализу крови

Исследователи из MedUni продемонстрировали возможность использования анализа крови для выявления депрессии

Исследователи из Венского медицинского университета (MedUni Vienna) продемонстрировали возможность использования анализа крови для выявления депрессии. До сих пор считалось, что диагностировать психические заболевания по анализу крови невозможно.

Транспортные молекулы серотонина (SERT) представляют собой белок в клеточной мембране, обеспечивающие транспортировку нейромедиатора серотонина (известного как «гормон счастья») в клетку.

Депрессивные состояния могут быть вызваны нехваткой серотонина, возникающей из-за неправильного функционирования SERT. Поэтому транспортная молекула серотонина является мишенью для многих лекарств-антидепрессантов.

SERT также находится в больших количествах во многих других органах, в кишечнике и крови. Недавние исследования показали, что транспортные молекулы серотонина в крови работают точно так же, как в головном мозге. В крови они нужны для того, чтобы тромбоциты поддерживали необходимую концентрацию серотонина в плазме крови.

Исследователи из MedUni уже использовали функциональную магнитно-резонансную томографию головного мозга и фармакологические опыты, чтобы продемонстрировать, что существует тесная взаимосвязь между скоростью поглощения серотонина в крови тромбоцитами и активностью сети пассивной работы мозга.

Сеть пассивного режима работы мозга (default mode network, DMN) — распределенная сеть регионов мозга, более активная во время отдыха, нежели при выполнении заданий, требующих повышенного внимания и характеризующаяся высокой степенью функциональной связанности. DMN в здоровом мозге связана с независимыми от стимула мыслями и саморефлексией, а угнетение DMN ассоциировано с лучшим выполнением заданий, требующих повышенного внимания. При шизофрении и депрессии, DMN часто гиперактивирована и гиперсвязана. При шизофрении эти изменения могут относиться к слишком интенсивной самореференции, а также к нарушениям внимания и рабочей памяти. При депрессии, гиперактивность DMN может быть связана с «увязанием» в негативных мыслях.

«Это первое исследование, которое позволило предсказать работу сети пассивной работы мозга с помощью анализа крови. Ранее считалось невозможным использовать анализы крови для диагностики психических заболеваний. Это исследование ясно показывает, что метод анализа крови в принципе пригоден для диагностики депрессии и может стать обычной практикой в не слишком отдаленном будущем», — объясняет руководитель исследования Лукас Пезавас из отделения биологической психиатрии на кафедре психиатрии и психотерапии Венского медицинского университета.