Аспирин оказался действенным помощником в иммунотерапии рака у мышей

Аспирин — торговое название ацетилсалициловой кислоты, широко использующейся в медицине благодаря своим жаропонижающим, болеутоляющим и противовоспалительным свойствам.

Исследование, проведённое медиками из Великобритании, показало, что эффективность лекарственных средств против рака можно значительно увеличить, используя аспирин. Этот доступный препарат подавляет синтез гормона, скрывающего раковые клетки от иммунной системы. Учёные провели успешные опыты на мышах и рассчитывают, что эксперименты с людьми тоже дадут положительный результат.

Непривычная функция аспирина была открыта группой учёных под руководством генетика Сантьяго Зеленая (Santiago Zelenay) из лондонского Института Фрэнсиса Крика. Медики искали причину, по которой иммунотерапия рака в ряде случаев оказывается неэффективна.

Изучая раковые клетки в неуязвимых для иммунной системы опухолях, авторы работы заметили, что в клетках выделяется большое количество гормона PGE2. Это вещество подавляет работу Т-клеток — особых иммунных телец, распознающих новые патогенные образования и «запоминающие» их отличительные черты.

Учёные попробовали подавить синтез PGE2 аспирином, так как жаропонижающий эффект этого препарата как раз основан на подавлении активности COX-ферментов, собирающих молекулы PGE2. Они внедрили в тела мышей фрагменты меланомы — рака кожи. После того, как опухоли прижились и начали расти, учёные ввели в грызунов набор антител и большое количество аспирина.

Добавление аспирина резко повысило активность иммунных клеток в окрестностях опухоли, помогло им научиться распознавать раковые клетки и уничтожать их. В результате почти у всех мышей меланома оказалась ликвидирована, в то время как до ввода аспирина и антител она оставалась невидимой для иммунной системы.

Авторы исследования надеются, что человеческий организм будет реагировать на аспирин таким же образом. На это позволяет рассчитывать то, что структура гормона PGE2, COX-ферментов и характер взаимодействия гормона с иммунными клетками у мышей и людей почти не различаются.