Молекула, блокирующая ВИЧ

Майкл Фарзан и Мэтью Гарднер
Майкл Фарзан (справа) и Мэтью Гарднер в лаборатории Исследовательского института Скриппса.

Разработана молекула, эффективно работающая против инфекций, среди которых вирус, вызывающий СПИД. Она, в случае успеха последующих этапов исследований, может стать основой новой терапии ВИЧ/СПИД, а также использоваться в качестве вакцины.

Исследователи во всём мире в течение трёх десятилетий работают над созданием эффективной вакцины против вируса иммунодефицита человека и методов терапии уже заражённых людей. Но постоянно эволюционирующий вирус до сих пор остаётся «неуловимым».

Группа учёных из Исследовательского института Скриппса (Scripps Research Institute, США) и других учреждений сообщает в опубликованной в среду в журнале Nature статье о том, что удалось найти способ предотвращения заражения клетки ВИЧ, используя подход, базирующийся на методах генной терапии, а не на активации иммунного ответа.

ВИЧ, как правило, поражает клетки через два рецептора. Новый белок блокирует точки, где вирус связывает клеточные рецепторы, создавая точку входа. Таким образом белок eCD4-IG блокирует больше штаммов ВИЧ, чем любое из известных мощных антител, которые способны бороться с вирусом, утверждают исследователи.

«Это абсолютно, на 100% эффективно, — говорит профессор Майкл Фарзан, ведущий автор исследования.  — Нет сомнения, что это является самым совершенным ингибитором».

«Это инновационное исследование открывает перспективы решения двух важных задач: достижения как долгосрочной защиты от ВИЧ-инфекции, так и устойчивой ремиссии у хронически инфицированных людей», — сказал Энтони Фаучи, директор финансировавшего работу Национального института аллергии и инфекционных заболеваний.

Испытания нового препарата проводились на животных. Макаки-резусы, которым ввели генетический материал, производящий eCD4-IG, в течение 40 недель были защищены от проникновения ВИЧ.

«Это, кажется, чрезвычайно мощная молекула, — говорит профессор Филип Джонсон из Пенсильванского университета, один из руководителей исследования. — Это развитие идеи альтернативных атакующих вакцин против ВИЧ». Он считает, что клинические испытания на людях необходимо начать в самом скором времени, так как результаты, показанные на приматах, «являются выдающимися».

В мире приблизительно 35 миллионов человек инфицированы ВИЧ, но только 13,6 млн получают медикаментозное лечение, которое контролирует количество вируса в организме, предотвращая его размножение и позволяя инфицированным жить относительно нормальной жизнью.