Антитела должны быть стандартизированы

Антитела
Требовательность контролирующих организаций в США и Европе заставила производителей антител, используемых в фармакологии, тщательно контролировать производимый продукт. Исследователи же часто получают «товар второго сорта».

Учёные призывают создать систему стандартов и маркировки антител, которые используются в лабораторных исследованиях в научных заведениях.

Более ста человек входят в международную группу исследователей, которая занимается классификацией антител, вырабатываемых человеческим организмом. Этот проект сопоставим по масштабу с работой по описанию последовательности нуклеотидов в геноме человека (проект «Геном человека»). В результатах заинтересованы учёные-биохимики всего мира.

«Мы предлагаем определить последовательности антител так же, как были определены последовательности генов, — говорит Эндрю Брэдбери (Andrew Bradbury), научный сотрудник Лос-Аламосской национальной лаборатории (США).  — И антитела должны производиться рекомбинантно в клеточных линиях».

В статье, опубликованной в журнале Nature, Эндрю Брэдбери и Андреас Плюктун (Andreas Plückthun, профессор и глава факультета биохимии Цюрихского университета, Швейцария) указывают, что качество антител, доступных исследователям, крайне нестабильно. Это приводит к тому, что многие эксперименты не могут быть воспроизведены. В лучшем случае может быть повторена половина проведённых опытов, но авторы говорят, что положение дел на самом деле значительно хуже. Их попытки воспроизвести результаты интересных экспериментов, проведённых в других лабораториях, привели к успеху лишь в шести случаях из пятидесяти шести. Некачественный материал, попадающий в лаборатории, наносит ущерб отрасли в размере 350 млн долларов только в Соединённых Штатах.

Качество антител отличается не только у различных производителей, но также изменяется от партии к партии, отмечают исследователи. Оговаривается, что это не относится к препаратам, используемым в клинической практике. Высокие требования контролирующих организаций (FDA в США, EMA в Европе) вынуждают фармацевтические компании применять самые современные и надёжные средства контроля качества выпускаемой продукции.

Решением проблемы является повсеместное внедрение технологии производства рекомбинантных антител в клеточных линиях. Рекомбинантными антителами называют антитела, полученные методом встраивания генов, ответственных за выработку этих антител, в геном того или иного организма или клеточной культуры. Последние в процессе жизнедеятельности активируют встроенный участок и накапливают требуемые антитела.

Брэдбери и Плюктун считают, что поставленная задача может быть решена в два этапа. На первом должны быть получены последовательности используемых для производства антител гибридо́м. Это позволит контролировать идентичность клеточных линий. На втором этапе должны быть определены лучшие связывающие антитела реагенты, позволяющие получать препарат с заданной концентрацией антител.

Для реализации задачи необходимо привлечение инвестиций в размере 1 млрд долларов. Они могут быть получены как в виде частных пожертвований, так и в виде государственной поддержки.