Новые возможные способы предотвращения тяжёлых последствий химиотерапии

Химиотерапия может победить рак, но ценой этой победы часто становятся тяжёлые побочные эффекты.

Хронические боль и усталость — наряду с сенсорными, двигательными и когнитивными расстройствами — главные среди целого ряда побочных эффектов, возникающих при использовании платиновых агентов, широко применяемых в химиотерапии во всём мире. Новое исследование, проведённое учёными Технологического института Джорджии (Georgia Institute of Technology), позволило найти путь к пониманию того, почему эти изнурительные состояния возникают у раковых больных и почему исследователям важно сосредоточиться на всех возможных нейронных процессах, создающих сенсорные или моторные проблемы в центральной нервной системе пациента, а не только на «периферической дегенерации сенсорных нейронов».

«Химиотерапия несомненно негативно влияет на периферическую нервную систему, которая часто рассматривается как главный виновник неврологических расстройств во время лечения рака»,

Однако, по его словам, для нормальной работы нервной системы в целом необходимо взаимодействие периферической и центральной нервной системы.

Проведя серию исследований, команда Хосли показала, что узлы связи в центральной нервной системе также уязвимы к неблагоприятным последствиям лечения рака. Полученные результаты указывают на наличие многочисленных мест в нервной системе, которые должны стать целью лечения для существенного улучшения самочувствия пациента.

Вышеупомянутые нарушения остаются клинически и эмпирически необъяснимыми, поскольку исследования сосредоточены на периферической дегенерации сенсорных нейронов. При этом возможное участие нейронных процессов в центральной нервной системе недооценивается. Новые результаты демонстрируют значительные функциональные дефекты и в центральной нервной системе пациентов с раковыми заболеваниями. Исследовательская группа отмечает, что люди, пережившие рак, относят сенсомоторную инвалидность к самым неприятным, долгосрочным последствиям химиотерапии. Нарушения походки, равновесия и движений обычно приписываются химиотоксическому повреждению периферических сенсорных нейронов без учёта той значительной роли, которую играют нейронные цепи, преобразующие сенсорную информацию в движения. Такая невнимательность приводит к тому, что пациентам сложнее избавиться от побочных эффектов агрессивного лечения.

Команда Хосли устранила это упущение. Учёные изучили работу спинальной сенсомоторной цепи in vivo на животной модели, грызунах с cOIN — хронической, вызванной оксалиплатином (химиотерапией) нейропатией.

Были изучены ключевые последовательные события в кодировании «проприосенсорной» информации и её преобразовании в синаптические потенциалы, производимые в мотонейронах. У крыс с cOIN несколько классов проприосенсорных нейронов имеют дефекты, которые снижают точность сенсорного представления механических реакций мышц на растяжение.

«Мы пришли к выводу, что сенсомоторная инвалидность, вызванная лечением рака, возникает в результате совместного проявления независимых дефектов, возникающих как в периферических, так и в центральных элементах сенсомоторных цепей»,

сообщают Хосли и Тимоти Коуп (Timothy C. Cope), заведующий лабораторией, на базе которой проводилось исследование.

«Эти результаты должны серьёзно повлиять и на соответствующую научную область, и на клиническое лечение неврологических последствий лечения рака. Как клиницист и учёный, я представляю себе насущную необходимость совместной разработки квантитативных клинических тестов, способных определить, на какие части нервной системы пациента влияет лечение рака»,

говорит Хосли.

Хосли также считает, что возможность мониторинга нейронной функции на различных участках во время лечения обеспечит биомаркер, на основе которого можно будет оптимизировать лечение, и добавляет, что по мере перехода к противароковой терапии следующего поколения клинические тесты, помогающие объективно контролировать конкретные аспекты нервной системы, будут исключительно важны для предсказания побочных эффектов.