Ловушка для клопов

Биолог Регина Грис кормит клопов, которые нужны для научной работы.

Человечество должно быть благодарно биологу из Университета Саймона Фрейзера (Канада) Регине Грис (Regine Gries). Более чем тысяча клопов каждую неделю в течение пяти лет пьют кровь из её рук для того, чтобы однажды в наших жилищах не осталось этих кровососущих насекомых. Регина работает над этим в сотрудничестве со своим мужем, профессором биологии Герхардом Грисом (Gerhard Gries).

Научная группа, в которую, кроме супругов Грис, входят химик Роберт Бриттон (Robert Britton) и студенты Университета Саймона Фрейзера, нашли такой набор химических аттрактантов (феромонов), который успешно завлекает клопов в ловушку.

После успешных испытаний ловушки в заражённых клопами квартирах Ванкувера, учёные опубликовали отчёт о своей работе в журнале Angewandte Chemie. Ожидается, что ловушка появится в продаже в наступающем году. Изготовлением и продажами будет заниматься компания Contech Enterprises Inc.

«Самой большой проблемой с клопами является выявление заражения на ранней стадии, — говорит Герхард Грис. — Эта ловушка поможет владельцам помещений, арендаторам, а также специалистам по борьбе с вредителями определить помещения, в которых живут клопы, и быстро на это отреагировать. Она также будет полезна для мониторинга эффективности проведённой санобработки».

Постельный клоп (Cimex lectularius).

В последние два десятилетия постельный клоп (Cimex lectularius), когда-то будто бы уничтоженный в развитых странах, вновь стал глобальным бедствием. Эти противные насекомые наводнили не только жильё людей с низким уровнем доходов, но и дорогие отели и апартаменты, магазины, кинотеатры, библиотеки и даже общественный транспорт.

Хотя эти кровососущие паразиты ранее не были отмечены как переносчики заболеваний, учёные определили, что они могут передавать возбудителя болезни Шагаса, распространённой в Центральной и Южной Америке. Но инструменты для обнаружения и мониторинга этих вредителей были дороги и технически сложны в использовании.

Герхард Грис начал свои исследования восемь лет назад. К тому времени он уже был всемирно известным исследователем в области химической и биоакустической связи между насекомыми. И он начал искать феромоны, которые могли бы заманить в ловушки клопов.

Его супруга Регина участвует во всех лабораторных и полевых исследованиях, но ей также пришлось перенести 180000 укусов клопов, чтобы прокормить большую колонию паразитов, необходимых для проведения исследований. «Хозяином» она стала потому, что её организм сравнительно легко переносит укусы.

Первым успехом Грисов было создание смеси феромонов, которая привлекла клопов в лабораторных экспериментах. Но она не сработала в условиях кишащей клопами квартиры. «Мы поняли, что не хватает очень необычного компонента — того, который мы не могли найти, используя газовую хроматографию и масс-спектрометрию» — говорит Герхард.

Для того чтобы найти необходимый «секретный компонент», потребовалось привлечь опытного химика Роберта Бриттона. После череды неудач искомое вещество обнаружилось. Им оказался гистамин. Однако и этого оказалось мало. Для того чтобы собрать все составляющие рецепта, потребовалось определить ещё три компонента, ранее не связываемых с клопами.

Работа находится на стадии разработки коммерческого производства приманки.