Уничтожение рака путём защиты нормальных клеток

Лучевая терапия.
Радиотерапия, лучевая терапия, радиационная терапия, радиационная онкология — лечение ионизирующей радиацией (рентгеновским, гамма-излучением, бета-излучением, нейтронным излучением, пучками элементарных частиц из медицинского ускорителя). Применяется, в основном, для лечения злокачественных опухолей.

Хотя процедуры лучевой терапии стали значительно более щадящими за последние годы, остаётся проблемой подобрать дозу облучения, убивающую опухоль и не поражающую окружающие ткани. Новый противораковый препарат, находящийся в клинической разработке, решает эту проблему путём защиты нормальных клеток, но не от рака, а от воздействия радиации. Исследования, отчёт о проведении которых опубликован 14 ноября в Molecular Cancer Therapeutics, подтверждают, что препарат может также быть полезным для лечения последствий случайного облучения.

«Это удача, что препарат, который максимально эффективно защищает нормальные клетки и ткани от радиации, также имеет противоопухолевые свойства, тем самым потенциально увеличивая терапевтический индекс лучевой терапии», — говорит Ульрих Родек (Ulrich Rodeck), профессор дерматологии и радиационной онкологии университета Томаса Джефферсона, старший автор исследования.

Вместе с Виталием Алексеевым, доцентом дерматологии и кожной биологии, и другими коллегами, доктор Родек проверил эффективность пяти соединений, которые, как было показано в предыдущих исследованиях, имеют радиационно-защитные свойства. Исследователи давали мышам одно из пяти соединений за день до и несколько дней после лучевой терапии. Препарат под названием RTA 408 оказался надёжным радиационным протектором, его эффект сопоставим с единственным одобренным FDA в настоящее время препаратом для защиты от радиации, амифостином. В России это лекарство также применяется. Амифостин имеет ряд побочных эффектов, включая изнуряющую тошноту и рвоту, что делает его непривлекательным выбором для клиницистов. RTA 408 защитил ткани, которые наиболее подвержены воздействию радиационного поражения, в том числе кишечник и клетки крови в костном мозге.

Используя человеческие клетки рака простаты, выращенные в организме мышей, исследователи показали, что RTA 408 не защищает от радиации раковые клетки. Более того, RTA 408 сам по себе, без лучевой терапии, замедлил рост трансплантированного человеческого рака у мышей.

«Это было действительно здорово увидеть, — говорит д-р Родек, — что сочетая излучение и RTA 408, мы более эффективно ингибировали рост опухоли по сравнению с использованием либо одного, либо другого средства лечения».

Доктор Родек и его коллеги планируют и далее изучать молекулярную основу этих радиационно-защитных эффектов для того, чтобы понять, как именно соединение работает, и как механизм его действия может быть улучшен в целях клинического применения.

RTA 408 разработан Reata Pharmaceuticals для решения ряда клинических задач, в настоящее время исследуется его эффективность в лечении лучевого дерматита.