Движение лазерного луча удалось снять на камеру

Лазерный импульс отражается от зеркала.

Представители двух научных заведений столицы Шотландии — Эдинбургского университета и Университета Хериота-Уотта — сообщили об эксперименте, в котором им удалось заснять движение лазерного луча. Перемещение короткой световой волны, отражающейся от зеркал, можно увидеть в видеоролике.

Изображение лазерных лучей в кинематографе имеет мало общего с реальностью. Рассеяние фотонов на молекулах атмосферы слишком слабо, чтобы глаз мог увидеть проходящий мимо свет. Луч можно увидеть в очень пыльном воздухе или при прохождении света через дым, однако это совсем не то зрелище, которое показывают в фильмах.

Показать движение луча удалось Женевьев Гариепи (Geneviève Gariépy) из Института фотоники и квантовой теории Университета Хериота-Уотта и её коллегам. Для того чтобы уловить рассеянные на молекулах воздуха фотоны, был сконструирован массив датчиков 32×32. Датчики определяют время прибытия фотона с высочайшей точностью, соответствующей частоте съёмки 20 миллиардов кадров в секунду.

Итоговое видео было смоделировано после сбора информации, снятой с датчиков в течение 10 минут, за которые лазер выпустил 2 миллиона импульсов. Полученные данные были сложены и очищены от фонового шума, их оказалось достаточно для построения изображения лазерного луча, перемещающегося от зеркала к зеркалу.

Изначально эксперимент виделся как исключительно теоретическая работа, однако Гариепи полагает, что созданная камера может быть использована для прикладных задач. В другом своём эксперименте группа провела съёмку лазерного луча, который ионизирует молекулы воздуха для создания плазмы. Изучать свойства получаемой плазмы предполагается с помощью аналогичной установки.

В 2014 году польские физики схожим образом запечатлели движение короткого лазерного луча, однако в их опыте свет двигался в воздухе, наполненном водяным паром.