Люди используют рукопожатия, чтобы обнюхивать друг друга

Израильские учёные проанализировали вещества, передающиеся от человека к человеку при рукопожатии.

Слабое или сильное, ваше рукопожатие передаёт подсознательные социальные сигналы. Исследование израильских учёных показывает, что оно также служит и для передачи химических сигналов. Это объясняет природу возникновения той формы приветствия, которую мы знаем.

В статье, опубликованной в журнале eLife, авторы, работающие в Институте Вейцмана (Реховот, Израиль), доказывают, что люди используют рукопожатие, чтобы обменяться сигнальными молекулами.

В ходе эксперимента было изучено поведение около 280 человек при встречах. Наблюдение производилось с помощью скрытых камер. Отмечалось, сколько раз люди касались своего лица. Одним из выводов исследования стало то, что люди постоянно нюхают свои руки — держат руку возле носа около 22% времени. Субъекты, пожавшие друг другу руки, значительно чаще касались своего лица правой рукой. Однако это отмечалось лишь в случае, когда встречались люди одного пола.

Чтобы проверить, действительно ли наблюдаемые прикосновения к лицу использовались для того, чтобы понюхать руку, испытуемые были оснащены носовыми катетерами для измерения скорости воздушного потока. Таким образом удалось зафиксировать, что в момент, когда рука была в непосредственной близости от носа, поток воздуха через носовые ходы усиливался в два раза. Иными словами, человек принюхивался.

«Известно, что мы испускаем запахи, которые влияют на поведение и восприятие нас другими людьми, но, в отличие от других млекопитающих, мы не обнюхиваем друг друга открыто, — говорит профессор Ноам Собел (Noam Sobel) с кафедры нейробиологии Института Вейцмана. — Вместо этого, как показывают наши эксперименты, используются рукопожатия, как ненавязчивый способ получения социальных хемосигналов».

Предыдущие исследования показали, что хемосигналы играют важную роль в выборе пары, передают страх, изменяют активность мозга и синхронизируют женские менструальные циклы. Чтобы подтвердить, что рукопожатие является эффективным способом передачи такого рода химических веществ, учёные использовали стерильные перчатки, чтобы получить образцы веществ, передаваемых при рукопожатии. Таким образом удалось обнаружить сквален и пальмитиновую кислоту, оба этих вещества играют роль в социальной организации у собак и крыс.

«Рукопожатия, как известно, несут разнообразную информацию в зависимости от продолжительности жеста, его силы и положения тела человека, — говорит профессор Собел. — Мы утверждаем, что они, возможно, эволюционировали, чтобы служить в качестве одного из путей получения социальных химических веществ друг от друга, и что они по-прежнему служат этой цели, хотя это и не осознаётся».