Найдено древнее дерево, годичные кольца которого могут рассказать о событии обращения магнитного поля Земли

Обнаруженное дерево каури.

Древнее дерево, которое пережило изменение магнитного поля Земли, было обнаружено в Новой Зеландии. Дерево Agathis australis, агатис южный, более известное как «каури», было найдено на северном острове Новой Зеландии, в местности Нгавха (Ngawha), во время земляных работ по расширению территории геотермальной электростанции.

Ствол был погребён под восемью метрами грунта, его размеры — 2,4 метра в толщину и 19,8 метров в длину. Согласно углеродному анализу, дерево прожило порядка 1500 лет, с 40 500 по 39 000 год до н.э.

Если эти датировки верны, то, значит, наше дерево пережило момент в истории Земли, когда её магнитное поле повернулось почти на 180 градусов. В это время магнитный север и юг сдвинулись с места, но не совсем завершили полуоборот.

Считается, что магнитное поле Земли существует благодаря жидкому внешнему ядру, состоящему из железа и никеля, которое вращается вокруг твёрдого внутреннего ядра. Когда оно смещается, создаются электрические токи, которые распространяются далеко в космос. Магнитное поле действует как барьер, защищающий Землю от солнечного ветра — потока ионизирующих частиц, исходящих от солнца. При воздействии солнечного ветра на атмосферу мог бы разрушиться озоновый слой.

Когда магнитное поле изменяется (или происходят микроизменения), оно становится слабее, а это значит, что на Землю проникает больше излучения от Солнца. Ранее даже одно из объяснений массового вымирания заключалось в том, что на живые существа повлияла радиация, возникшая вследствие инверсии магнитного поля.

На годичных кольцах обнаруженного дерева каури можно проследить, как проходило обращение полюсов, известное как экскурс Лашамп-Каргаполово, 42 000 лет назад (хотя согласно другому источнику, возраст события колеблется в пределах между 38 и 45 тысячами лет назад, в любом случае, дерево попадает в диапазон). Это первое дерево, прошедшее через всё событие обращения, которое дошло до нас. Для уточнения хронологии события учёные собираются изучить каждое годичное кольцо и по нему сделать вывод о скорости и интенсивности движения полюсов в тот или иной момент.

Команда учёных во главе с Крисом Тёрни (Chris Turney), экспертом по палеоклиматологии и изменению климата из Университета Нового Южного Уэльса (University of New South Wales), Австралия, в настоящее время проводит подробные измерения количества радиоактивных форм углерода в годичных кольцах.

Если мы поймём, что происходило с деревом в это время, то сможем получить представление и о том, чего нам следует ожидать в случае, если наши полюса решат повторить полуоборот. Помимо ожидаемых неполадок со спутниками, связью и системами геолокации.

«Космическое излучение увеличится, а это может вывести из строя спутники, то есть, мы можем лишиться части коммуникационной инфраструктуры», — рассказывает Алан Хогг (Alan Hogg) из Университета Уаикато (University of Waikato), Новая Зеландия.

Хотя в целом изменения магнитного поля Земли происходят спорадически, за последние 20 миллионов лет, согласно NASA, они стали случаться с определённой частотой — раз в 200—300 тысяч лет. Последний полный поворот произошёл около 780 000 лет назад.

Недавно учёные начали говорить, что магнитный северный полюс неожиданно сильно сместился. Согласно установленной исследователями тенденции, он медленно, но верно мигрировал в направлении от канадской Арктики до Сибири. Но в какой-то момент он ускорился настолько, что пришлось даже обновить Мировую магнитную модель — представление магнитного поля Земли, которое используется для GPS-навигации по всему миру.

Поскольку люди довольно сильно зависят от предсказуемости поведения магнитного поля Земли, изучение по годичным кольцам его «недоразворота» может стать подспорьем в прогнозировании хода следующих подобных событий.

Вам может быть интересно:

Свидетели тысячелетий.