Мировой океан и пластиковые отходы

Микрочастицы пластика, загрязняющие Мировой океан.
Микрочастицы пластика, загрязняющие Мировой океан. Фото: CSIC.

Вчера на многих сайтах появилась новость, в которой сообщается о новых данных по загрязненности Мирового океана пластиковыми отходами. Судя по заголовкам, ученые столкнулись с неожиданным и необъяснимым феноменом — бесследной пропажей мусора в океане. Но о чем же в действительности говорится в опубликованных исследователями материалах? Как и следовало ожидать, не о том, что «Из Мирового океана загадочно исчезло несколько тонн мусора» или что «Большое тихоокеанское мусорное пятно загадочно исчезает».

В 2010 году Национальным исследовательским советом Испании (CSIC) была организована кругосветная экспедиция Malaspina, одной из целей которой был сбор информации о загрязненности Мирового океана. Обработка полученных данных продолжается, но уже сейчас появляются публикации, в которых ученые делятся результатами проведенной работы.

Как известно, в отличие от других загрязнителей, пластик не тонет, почти не разлагается и легко захватывается водами мощнейших течений Земли, которые входят в так называемый глобальный океанический конвейер. Благодаря этому в окрестностях таких течений нередко возникают своеобразные пластиковые свалки, самой большой и заметной из которых является «Великое мусорное пятно» в северной части Тихого океана.

Карта "мусорных пятен" Мирового океана.
Карта «мусорных пятен» Мирового океана.

Экспедиция Malaspina выявила пять больших скоплений мусора на поверхности. Кроме известного пятна в северной части Тихого океана, подобные ему существуют в южной части Тихого океана, в центральной части Северной Атлантики, на юге Атлантики и в Индийском океане. Но предметы из пластика не остаются на поверхности воды в неизменном виде, под воздействием солнечного излучения они распадаются на небольшие частицы, которые могут быть еще более опасными для экосистем, чем крупные.

Микрофрагменты пластика по своим размерам и форме очень похожи на зоопланктон, которым питаются многие мелкие виды рыбы, обитающие в приповерхностных слоях воды. К примеру, во время «переписи населения» среди рыб ученые неоднократно обнаруживали в желудках светящихся анчоусов, самой распространенной мелкой рыбы в Тихом океане, полимерные наночастицы и волокна. По их словам, пластик встречался в желудке каждой третьей мелкой рыбы, обитавших в окрестностях «мусорных пятен».

Экологические последствия употребления пластика рыбами могут быть крайне разрушительными. Мелкие рыбы находятся на одной из самых нижних ступеней пищевой пирамиды, благодаря чему пластик, продукты его разложения в организме и «прилипшие» к нему молекулы канцерогенов и пестицидов в конечном итоге попадают в организм практически всех обитателей моря и человека.

«Океанические течения переносят предметы из пластика, которые распадаются на фрагменты, становясь все меньше под действием солнечного излучения. Существование мелких пластиковых частиц может длиться сотни лет, они были обнаружены на 88% поверхности океана, судя по пробам, собранным в ходе экспедиции Malaspina 2010 года», — объясняет исследователь Андрес Козар из Университета Кадиса.

По словам авторов исследования, результаты, полученные в ходе экспедиции Malaspina, показывают, что проблема загрязнения отходами пластмасс имеет планетарный характер. Основными загрязняющими материалами являются полиэтилен и полипропилен, полимеры, широко используемые для изготовления изделий повседневного пользования, упаковки продуктов.

«Микрочастицы пластика оказывают влияние на поведение и пищевые цепи морских организмов. С одной стороны, крошечные фрагменты пластмассы часто собирают загрязняющие вещества, что может стать причиной отравления. Также такие отходы способны нарушить нормальную работу желудочно-кишечного тракта животного. С другой стороны, обилие плавающих фрагментов пластика позволяет множеству небольших организмов селится на них и колонизировать места, в которые до сих пор они не могли попасть. Но, вероятно, что большая часть воздействия пластика на жизнь в океане еще не изучена», — добавляет исследователь.