Британские стрекозы мигрируют на север в условиях потепления климата

Изменения климата меняют и поведение насекомых, заставляя их менять привычные ареалы обитания.

Стрекозы перемещаются на север по всей Великобритании и Ирландии по мере повышения температуры. Согласно новому отчёту, более 40% видов расширили свои ареалы с 1970 года, в то время как около 10% видов стали исчезать.

Эксперты из Британского общества стрекоз (British Dragonfly Society) говорят, что это примета последствий изменения климата. Они опасаются утраты популяций насекомых из-за таких факторов, как загрязнение окружающей среды и уничтожение среды обитания.

Отчет «Состояние стрекоз 2021» включает 1,4 миллиона записей, собранных 17 000 наблюдателей с 1970 года. В нём оценивается судьба 46 видов стрекоз по всей Великобритании и Ирландии. С 1995 года несколько видов впервые попали в Британию из Южной Европы, а ещё как минимум два вида появились вновь после долгого отсутствия.

В число видов, расширяющих ареал, входят дозорщик-император, коромысло помесное, стрекоза кроваво-красная, стрекоза решётчатая и красноглазка-зеленушка. Напротив, некоторые стрекозы, обитающие на возвышенностях и севере, отступают, включая коромысло голубое и стрекозу чёрную, возможно, из-за потери торфяных болот или сильных засух.

«Увеличение численности многих видов, если не всех, мы можем объяснить сочетанием потепления климата и увеличением числа или улучшением состояния водно-болотных местообитаний: в последние десятилетия становится больше прудов, озёр, гравийных карьеров и водохранилищ»,

говорит Дейв Смоллшир (Dave Smallshire), соредактор отчёта.

Но люди не должны думать, что со стрекозами всё в порядке, добавил он.

«Популярное мнение заключается в том, — считает Смоллшир, — что преобладающей причиной многих из описанных перемен, вероятно, стало глобальное изменение климата, а конкретно в случае Великобритании и Ирландии — значительное потепление».

Трудно в достаточно полном объёме предсказать, к чему приведут изменения привычных ареалов насекомых. Известно однако, что появление новых видов в устоявшихся сбалансированных экосистемах достаточно часто приводит к ухудшению условий обитания, уменьшению численности и даже вымиранию местных форм.