Открылось первое в мире «солнечное шоссе»

Министр экологии, устойчивого развития и энергетики Сеголен Руаяль на открытии «солнечного шоссе».
Министр экологии, устойчивого развития и энергетики Сеголен Руаяль на открытии «солнечного шоссе».

Во Франции открылось первое в мире солнечное шоссе — участок дороги, выложенный солнечными панелями. Предполагается, что вырабатываемая ими энергия обеспечит электричеством фонари города Турувр.

Километровый участок дороги RD5 уложен 2800 м2 солнечных батарей, подключённых к местной электросети. Панели покрыты резиной на кремниевой основе, по расчётам разработчиков, они могут выдержать тяжёлые грузовики и сложные погодные условия. Проект под названием Wattway получил государственное финансирование в размере 5 миллионов евро, постройкой дороги занималась французская компания Colas — дочернее предприятие строительного гиганта Bouygues. Предварительное тестирование технологии проводили на автостоянках и перед административными зданиями, на небольших участках площадью 50—100 м2.

В городе Турувр в Нижней Нормандии проживает 3400 человек. Ежедневно по RD5 проезжают 2000 машин, но дорога занята автомобилями лишь 20% времени, а в остальные часы огромная поверхность могла бы приносить пользу — такова основная идея проекта. «Эта новая область применения солнечной энергии использует для производства электричества крупные участки дорожной инфраструктуры, находящиеся в эксплуатации, и избавляет от необходимости привлечения новых объектов недвижимости»,— заявила министр экологии, устойчивого развития и энергетики Сеголен Руаяль на открытии «солнечного шоссе». Представители Colas утверждают, что замостив солнечными панелями четверть всех дорог, Франция могла бы стать энергонезависимой.

Интересно, что Нижняя Нормандия — не самый безоблачный регион Франции. По информации Метео-Франс, на долю его столицы — города Кан — приходится всего 70 солнечных дней в году. Для сравнения, на юге страны, в Марселе, их 170. При этом солнечные панели эффективнее работают на наклонной, а не на плоской поверхности — например, если они расположены на покатой крыше. Другой важный недостаток проекта Wattway — цена. Один киловатт-пик — в этих единицах измеряют производительность солнечных фотоэлектрических систем — «солнечного шоссе» стоит 17 евро, в то время, как батареи на кровле обошлись бы в 1,30 евро. Критики считают, что это неэффективное расходование бюджетных денег. «Вне всякого сомнения, это достижение технического прогресса. Но что касается разработки возобновляемых источников энергии, у нас есть более важные приоритеты, чем гаджеты, в дороговизне которых мы уверены больше, чем в том, работают ли они», — говорит Марк Едличка (Marc Jedliczka), вице-президент организации Réseau pour la transition énergétique, занимающейся охраной окружающей среды и возобновляемой энергией. «Мы должны обратить внимание на цену, производительность и долговечность, — замечает президент ассоциации Syndicat des énergies renouvelables Жан-Луи Баль (Jean-Louis Bal). — Пока у меня нет ответов».

Wattway — пожалуй, самый крупный, но не первый и не единственный проект в этой области. В 2013 студенты из Института Солнечной Энергетики (GW Solar Institute) при Университете Джорджа Вашингтона (The George Washington University) установили солнечные панели на пешеходной дорожке. Годом позже Нидерландская организация прикладных научных исследований замостила солнечными батареями 72-метровую велосипедную дорожку. За шесть месяцев панели выработали 3000 кВт⋅ч — достаточно, чтобы на год обеспечить одну семью электричеством. Однако, по информации издания Breaking Energy, на те же деньги можно было бы купить стандартные солнечные батареи для установки на крыше и произвести 520 000 кВт⋅ч.