Ртуть повсюду

Креветкообразные организмы со дна океана.

Вредные выбросы — это не только парниковые газы, запускающие механизмы глобального потепления. При сжигании каменного угля в атмосферу, кроме всего прочего, попадает ртуть. Затем это опаснейшее (Федеральный регистр потенциально опасных химических и биологических веществ относит его к 1 классу опасности, к «чрезвычайно опасным») вещество проникает везде — даже в самые глубокие впадины мирового океана.

Но как это происходит? Ответ ищет научный коллектив, работающий под руководством профессора Мичиганского университета Джоэля Блума (Joel Blum).

Статья о ртути в мировом океане ожидает публикации в PNAS (Proceedings of the National Academy of Sciences).

Два основных вывода работы: ртуть попадает в самые глубинные слои океана в тушах умершей рыбы, и ртуть эта большей частью антропогенна.

Поиск ртути
Изучаются креветкообразные ракообразные — бокоплавы, поднятые из Марианской впадины.

Профессор Блюм рассказывает:

«Ртуть, которая, как мы полагаем, когда-то была в стратосфере, теперь находится в самой глубокой впадине на Земле.

Широко распространено мнение, что антропогенная ртуть не проникает в океан глубже 1000 метров, но мы обнаружили, что хотя часть ртути в глубоководных впадинах имеет естественное происхождение, вероятно, что большая её часть происходит от человеческой деятельности».

О ртути на большой глубине сообщается и в работе китайских исследователей, опубликованной ещё летом в журнале Nature Communications. В статье предполагалось, что ртуть попадает на дно вместе с мёртвым планктоном и фекалиями. Блюм с коллегами не согласны и считают, что основной источник токсичного металла на дне — туши рыб, живущих близко к поверхности.

snailfishface_yancey
Житель жёлоба Кермадек.

Почему это важно? Необходимо понимать, как влияют выбросы ртути на морские экосистемы и насколько быстро и глобально сработает сокращение таких выбросов. Вопрос не праздный, ртуть в природе преобразовывается микроорганизмами в ещё более токсичное вещество — метилртуть. Метилртуть накапливается в морских организмах, это касается и рыбы, которую мы едим.

Для того, чтобы проследить пути распространения ртути, в самых глубоких океанских впадинах планеты (Марианская впадина и жёлоб Кермадек) были выловлены образцы придонных животных. Далее изучался изотопный состав выделенной из этих животных ртути. У этого элемента семь стабильных изотопов, и по их соотношению можно определить источник загрязнения. Оказалось, что ртуть на глубине в основном антропогенная — попавшая в океан с осадками, пылью и стоками рек. Воздействие выбросов глобально — и сокращение их в Европе и Северной Америке никак не отменяет того вреда, что несёт сжигание каменного угля в Китае и Индии.

Ещё один житель жёлоба Кармадек
Ещё один житель жёлоба Кармадек.