Новое грибковое заболевание: саламандры и тритоны в опасности

Увлечение экзотическими видами и халатное отношение к вопросам биобезопасности приводит к сокращению биоразнообразия в Европе.

Грибковое заболевание, поражающее кожу земноводных, занесённое в Европу из Азии, представляют серьёзную угрозу для популяций тритонов и саламандр. Об этом говорят исследования, проведённые биологами Цюрихского университета (Швейцария) и Гентского университета (Бельгия). Учёные призывают к скорейшему принятию защитных мер для прекращения распространения инфекции.

Ранее неизвестный грибок Batrachochytrium Salamandrivorans был обнаружен в прошлом году специалистами, исследующими причины катастрофического (на 96%) снижения популяции огненной саламандры в Нидерландах. Теперь же был проведён скрининг более 5000 земноводных на четырёх континентах, чтобы выяснить, насколько сильна угроза распространения новой болезни. Результаты, с которыми можно ознакомиться в журнале Science, показывают, что B. salamandrivorans смертельно опасен для саламандр и тритонов, но не поражает лягушек, жаб и змееподобных амфибий.

Присутствие грибка было обнаружено у земноводных из Таиланда, Вьетнама и Японии, у них он не вызывает заболевания. Это позволяет считать, что инфекция занесена из Юго-Восточной Азии, где местные амфибии выработали к ней иммунитет. Грибок, вероятно, попал в Европу недавно, его присутствие у земноводных в зоомагазинах свидетельствует о том, что его появление объясняется завозом земноводных на продажу. Пока от болезни гибнут саламандры в Нидерландах и Бельгии, но исследователи считают, что инфекция в ближайшее время захватит и другие страны Европы. Таким образом, под угрозой исчезновения многие виды, среди которых редкие и охраняемые.

Исследование провели профессора Эн Мартел (An Martel) и Фрэнк Пасманс (Frank Pasmans) из Гентского университета в сотрудничестве с д-ром Урсиной Тоблер (Ursina Tobler) и Бенедиктом Шмидтом (Benedikt Schmidt) из Цюрихского университета, участвующие в швейцарской программе по сохранению амфибий и рептилий KARCH, и другие.

«Когда болезнь находится рядом в течение долгого времени, животные вырабатывают устойчивость к ней. Глобализация привела к движению людей и животных во всём мире, вместе с новыми патогенами. Как следствие, болезнетворные микроорганизмы, такие, как B. salamandrivorans, попавшие в новую среду, угрожают погубить многие виды», — говорит д-р Бенедикт Шмидт.

Азиатские саламандры и тритоны продаются в больших количествах во всём мире. Так, более 2,3 млн китайских тритонов были завезены в США в период с 2001 по 2009 год. Исследователи обнаружили, что грибок легко передаётся между саламандрами разных видов при прямом контакте. Бенедикт Шмидт говорит: «Это исследование сообщает об угрозе, исходящей от импорта экзотических животных без соответствующего контроля переносимых ими инфекционных заболеваний. B. salamandrivorans является экстремальной угрозой европейскому биоразнообразию амфибий и государствам необходимо срочно рассмотреть соответствующие меры биобезопасности, чтобы остановить дальнейшее распространение этого нового патогена».

Учёные США также обеспокоены развитием эпизоотии и призывают к принятию срочных мер. Текущее законодательство США сфокусировано на мониторинге импорта живых животных в целях предотвращения распространения болезней людей и домашних животных, но не защищает от завозимых инфекций природные виды. Эксперты проинформировали Конгресс о необходимости заполнить этот пробел в законодательстве.