Дикие пчёлы начали строить гнёзда целиком из пластика. О чём это нам говорит?

Дикие пчёлы используют картонные трубки для обустройства гнезда.

В Аргентине обнаружены пчёлы, строящие гнезда целиком из пластикового упаковочного материала, которым изобилуют окрестные фермы.

Исследователи из Национального института сельскохозяйственных технологий (исп. Instituto Nacional de Tecnología Agropecuaria, INTA) Аргентины с 2017 по 2018 год занимались изготовлением деревянных гнёзд для диких пчёл. Есть много видов диких пчёл, представители которых, в отличие от хорошо известных нам медоносных и других общественных пчёл, у которых матки и рабочие особи живут в большом улье, в одиночку строят гнезда и откладывают в них личинки. Эти гнезда похожи на трубки с узким отверстием, через которое насекомые заползают внутрь. Трубки обычно заполняются кусочками листьев и грязью.

Всего учёными было построено и протестировано шестьдесят три деревянных гнезда, причём три из них после использования оказались полностью выложены изнутри не листьями и грязью — а пластиком! По размеру и форме похожие на ноготь, кусочки были аккуратно вырезаны пчёлами из более широких фрагментов пластика. Ими были внахлёст устланы их гнёзда. Исследователи предполагают, что пластик, скорее всего, был получен из полиэтиленовых пакетов или плёнки. Дело в том, что в этих продуктах пластик представлен в форме с текстурой, подобной таковой у листьев, поэтому стала возможной такая подмена.

ScienceAlert сообщает, что строительство одного из трёх пластиковых гнёзд не было окончено, а это значит, что пчела не использовала его для откладывания личинок. В оставшихся двух гнёздах одна личинка умерла, а другая, скорее всего, выжила — так как её не нашли в гнезде.

Что всё это значит для пчёл?

Согласно работе, опубликованной в журнале Apidologie в феврале, это первые найденные пчелиные гнёзда, сформированные исключительно из пластика, хотя уже в течение многих лет учёные знали о том, что пчёлы используют пластик как строительный материал.

В статье, опубликованной в 2013 году в журнале Ecosphere, рассказывалось об использовании пчёлами пластиковых плёнок и пен для устилания гнёзд, располагающихся в пределах города Торонто в Канаде. Как и в описанном аргентинском случае, пчёлы вырезали из плёнки кусочки пластика в форме, похожей на таковую у листьев, растущих в данном регионе.

Примечательно, что канадские пчёлы использовали не только пластик: они скрепляли листья из плёнки растительными смолами. Но некоторые пчёлы использовали и вместо смолы материал из человеческого арсенала — строительную пену!

В обоих исследованиях упомянута необходимость проведения дальнейших исследований до того, как делать обобщающие утверждения о воздействии пластика на пчёл. Но то, что мы видим, говорит, что пчёлы быстро адаптируются к изменяющимся условиям.

В обоих случаях обычные листья были легко доступны, а значит пчёлы стали использовать пластик не из-за нехватки природных материалов.

"Обшивка" гнезда
a. Среда обитания.
b. Гнёзда, выстланные пластиком.
c. Внутренняя пластиковая «обшивка» гнезда.
d. Ногтевидные кусочки пластика, которые пчёлы вырезают из пакетов.

Опасность пластика

Есть многочисленные подтверждения того, что пластиковые отходы часто оказываются в таких местах, о которых люди даже не могли предполагать. При этом пластик может угрожать организмам в дикой природе. В результате разложения более крупного пластикового мусора образуются небольшие частицы пластика, которые обычно называются микропластиком. Они представляют опасность для животных, особенно морских, которые могут принимать их за еду. Мы, однако, не знаем, могут ли пчёлы также употреблять в пищу пластмассу — пока на эту тему мало исследований.

Одна из версий, почему пчёлы стали использовать пластик вместо листьев, заключается в том, что, возможно, этот материал помогает им оградить себя от других опасностей — влияния пестицидов, разрушения среды, воздействия и распространения от гнезда к гнезду вирусов, паразитов и плесени.

Любопытно, что это не первый случай, когда животные используют «мусор» в своих интересах. Воробьи и зяблики иногда выстилают свои гнёзда окурками, чтобы отразить атаку паразитических клещей, а чёрные коршуны в итальянских Альпах собирают яркие полоски пластика, чтобы украсить свои гнезда и таким образом привлечь половых партнёров.

Скорее всего, для пчёл пластик и выгоден, и, одновременно, представляет угрозу, масштабы которой учёным пока неизвестны.