Биологическое разнообразие — природный пестицид

Гусеница
Гусеница ест листья. Но не все подряд.

Поля, на которых растёт множество различных растений, как правило, менее привлекательны для насекомых-вредителей, чем поля с одной культурой. И учёные, и фермеры наблюдали и отмечали это, но причины такого положения вещей были плохо изучены.

Исследование, проведённое под руководством специалистов Калифорнийского университета в Дэвисе (University of California, Davis), материалы которого опубликованы 12 октября в журнале Nature, свидетельствует, что защитный эффект биоразнообразия может быть связан с пищевым поведением насекомых. И возвращение к разнообразию растений на полях может быть ключевым шагом к достижению устойчивой победы над вредителями.

«Для насекомых существует идеальный уровень питательных веществ, когда им хорошо, — говорит ведущий автор Уильям Ветцель (William Wetzel). — Когда он слишком высок или слишком низок, их дела идут неважно».

Данные получены при изучении 53 видов насекомых-вредителей. Преимущественно это разные гусеницы, а также кузнечики, жуки, тли и мухи.

Проблема с монокультурами, по словам Ветцеля, в том, что если насекомое любит определённую культуру, то получает преимущество, когда может добыть множество пищи в одном месте. И наоборот, там, где растут различные растения, нет слишком большой кормовой базы для каждого из видов насекомых, вредители не процветают.

«Монокультура — это как шведский стол для растительноядных насекомых, где каждое блюдо вкусно, — говорит Ветцель. — Смешанное поле — такой шведский стол, где почти каждое блюдо невкусно».

Многие небольшие фермерские хозяйства во всём мире высаживают на полях максимально возможное количество видов растений. Но большие хозяйства обычно концентрируются на чём-то одном для достижения максимальной выгоды. Как же можно ввести больше разнообразия в больших хозяйствах при сохранении прежних объёмов производства?

Жук
Жуку тоже нравятся листья. Но другие.

Проведённое исследование позволяет утверждать, что решением может быть выращивание одного вида растений, но с разными генотипами, определяющими различие в уровне питательных веществ. Та часть растения, которая интересует потребителя-человека (например, початок кукурузы или головка брокколи), может быть идентичной, но те части, которые привлекают насекомых (например, листья) могут отличаться. Это позволит обеспечить и устойчивость рынка сельхозпродукции, и достичь разнообразия культур.

По словам Ветцеля, такого рода смешение генотипов растений уже делается при выращивании риса и пшеницы, чтобы снизить распространение болезней.