Сибирские учёные создают растение, способное перерабатывать токсичные отходы

Учёные отобрали растения, которые подходят для работы — это тефрозерис (крестовник полевой) и ряд водных растений.

Растения с геном, отвечающим за выработку антител к бензопирену, помогут перерабатывать токсичные вещества после буровых и шахтных работ. Работу по созданию этих ГМ-растений ведут ученые Кемеровского института экологии человека и Лаборатории биоинженерии Алтайского государственного университета.

«Лаборатория Алтайского государственного университета по многим показателям всегда была в авангарде. Наша общая работа позволяет создавать уникальные исследования в области генной инженерии», — говорит завлабораторией биоинженерии АлтГУ Максим Куцев.

Максим Куцев рассказал о плане работы: «В растения ученые встраивают ген мыши, который вырабатывает антитела к бензопирену».

«Это стойкое химическое соединение с высокой токсичностью, — пояснил ученый. — Оно идет как побочный продукт в водах буровых установок и шахтных водах, которые откачивают на поверхность».

В настоящее время проблема загрязнения бензопиреном решается так: на закрытых территориях делаются искусственные озера, которые изолируют от почвы, их закидывают грунтом и засаживают растительностью.

«То есть загрязненная почва изымается из оборота, а предполагается создать растение, которое будет утилизировать бензопирен и очищать ее», — пояснил Куцев.

К сожалению, эту важную и полезную работу невозможно сделать быстро. По словам Куцева, «это очень долгий процесс. Кемеровские ученые создали генную конструкцию для вживления мышиного гена, потом будет делаться синтез, процесс оптимизации, чтобы растение не узнало чужой ген и не отключило его».