Судя по слухам, Google достиг квантового превосходства

Кубиты <i>Google</i> построены из сверхпроводящих материалов, которые функционируют при очень низких температурах.
Кубиты Google построены из сверхпроводящих материалов, которые функционируют при очень низких температурах.

Опубликованная, но быстро удалённая по неизвестным причинам статья Google на сайте NASA даёт повод полагать, что Google достиг квантового превосходства на своём компьютере Sycamore. Квантовый компьютер выполнил такие вычисления, которые не смог бы выполнить самый мощный суперкомпьютер в мире за 10 000 лет.

Квантовое превосходство — это термин, обозначающий момент, когда квантовый компьютер сможет выполнить задачу, ранее считавшуюся неразрешимой за конечное количество времени при имеющемся уровне развития технологий. И вот этот момент, кажется, настал. Его ждали давно, ранее Google уже заявлял о планах продемонстрировать квантовое превосходство к концу 2017 года — для этого он планировал использовать массив из 49 сверхпроводящих кубитов. Но по состоянию на начало января 2018 года такое оборудование было только у Intel. В ноябре 2018 года Google объявил о партнёрстве с NASA — задачей агентства было анализировать результаты вычислений, запущенных на квантовых процессорах Google, и сравнивать их с результатами обычных симуляций.

21 июня 2019 года издание Scientific American выдвинуло предположение, что, согласно закону Невена (Хартмут Невен (Hartmut Neven) — глава инженерной команды по разработке квантовых технологий в Google), квантовое превосходство может быть достигнуто в 2019 году. Так оно, кажется, и вышло: 20 сентября, по информации Financial Times, на веб-сайте NASA на короткое время появилась статья, которая гласила, что Google достиг квантового превосходства на массиве из 54 кубитов (53 из них — функциональные) на компьютере Sycamore в Санта-Барбаре, США. На завершение чрезвычайно сложного вычисления ему потребовалось 3 минуты и 20 секунд (в сравнении с ~10 000 лет, которые бы потребовались суперкомпьютеру Summit (IBM) на выполнение той же задачи). Текст статьи доступен на сайте Pastebin. Пресс-служба Google, как и NASA, никак не прокомментировала утечку информации. Возможно, статью опубликовали слишком рано и не были завершены все необходимые процедуры.

Если Google действительно показал квантовое превосходство, это важное достижение в области вычислительных технологий. Но оно не имеет никакого практического значения — задача, которую решал квантовый компьютер, предназначена лишь для того, чтобы проверить силу квантовых компьютеров в сравнении с обычными. Она заключается в выполнении случайных операций на кубитах и считывании результата. После многократных повторений должен получиться практически случайный набор чисел, который сложно получить на обычных компьютерах за ограниченное количество времени.

Несмотря на отсутствие практического применения достижения, квантовое превосходство — это крупный прорыв, это первый шаг в направлении создания квантовых компьютеров, чью вычислительную силу человечество сможет практически применять. Имея на вооружении такую скорость вычислений, как у Sycamore, станет возможно решать такие задачи как расшифровка зашифрованной чувствительной информации, например о финансовых транзакциях. Но до этого, к счастью, или к сожалению, ещё далеко.

Не все согласны с тем, что квантовое превосходство — это важная веха. Квантовые компьютеры не стали за мгновение ока, решив одну специфическую математическую задачу, превосходить обычные компьютеры, считает директор подразделения исследований и разработок IBM.IBM Дарио Джил (Dario Gil).

IBM работает над созданием своих квантовых компьютеров, но они, в отличие от Google, ориентируются на «квантовое преимущество» (Quantum advantage) — способность квантовых компьютеров решать практические задачи быстрее, чем это делают обычные компьютеры.