«Вояджер-1» продолжает фиксировать третью волну космического «цунами»

«Вояджер-1», покинувший пределы Солнечной системы, в представлении художника.

«Волна цунами», которую зафиксировал «Вояджер-1» в начале этого года, до сих пор не утихла, сообщает НАСА. Это самая продолжительная и сильная ударная волна, из тех, что были замечены в межзвёздном пространстве.

«Большинство людей могло бы подумать, что межзвёздная среда однородна и спокойна. Но ударные волны там фиксируются чаще, чем мы ожидали», — сказал Дон Гарнетт (Don Gurnett), профессор физики в Университете штата Айова. Дон Гарнетт выступил с докладом на заседании Американского геофизического союза в Сан-Франциско в понедельник, 15 декабря.

«Волной цунами» называют процесс, при котором поток плазмы, состоящей в основном из электронов и протонов наряду с небольшим количеством более тяжёлых элементов, выброшенный с большой скоростью при корональном выбросе массы звезды, сталкивается с межзвёздной плазмой — заряженными частицами в пространстве между звёздами.

«„Волна цунами“ вызывает резонанс в ионизированном газе — он „поёт“ или вибрирует, подобно колоколу», — говорит Эд Стоун, научный сотрудник миссии «Вояджера», базирующейся в Калифорнийском технологическом институте в Пасадене.

Это третья ударная волна из тех, что уже пережил «Вояджер-1». Первая прошла в октябре-ноябре 2012 года, вторая, с ещё более высокой плотностью плазмы, в апреле-мае 2013. Третья волна обнаружена в феврале, и она идёт до сих пор, согласно данным ноября. Космический зонд за это время преодолел 400 миллионов километров.

«Это знаменательное событие вызывает вопросы, которые будут стимулировать новые исследования о природе «ударов» в межзвёздной среде», — сказал Леонард Бурлага (Leonard Burlaga), астрофизик НАСА, который занимался анализом данных о магнитном поле, передаваемых «Вояджером».

Необычная протяжённость последней «волны» пока не объяснена. Неизвестно, как быстро она движется и какую область пространства покрывает.

Вторая «волна цунами» помогла исследователям определить, что в 2013 «Вояджер-1» покинул гелиосферу, созданную солнечным ветром, охватывающую Солнце и планеты солнечной системы. Плотная плазма «звенит» на более высокой частоте, среда, через которую летит «Вояджер», в 40 раз плотнее, чем та, через которую он двигался ранее. Это позволило сделать вывод о том, что аппарат пересёк границу Солнечной системы и вышел в межзвёздное пространство.

«Плотность плазмы, фиксируемая «Вояджером», увеличивается, — говорит Стоун.  — Это потому, что межзвёздная среда плотнее, чем среда в гелиосфере, или это эффект ударной волны? Мы ещё не знаем».

Гарнетт, автор доклада о волнах плазмы, ожидает, что такие ударные волны распространяются далеко в космос, возможно, вдвое дальше, чем расстояние между Солнцем и космическим аппаратом сейчас.