Движение молекулы впервые удалось снять в реальном времени

Варткесс Ара Апкарьян
Профессор Варткесс Ара Апкарьян в лаборатории Калифорнийского университета, Ирвайн.

Учёные из филиала Калифорнийского университета в Ирвайне впервые зафиксировали движение молекулы в реальном времени. В рамках эксперимента удалось снять не только перемещения молекулы, но и изменения её квантового состояния.

Чтобы уловить движение молекулы, исследователи Варткесс Ара Апкарьян (Vartkess Ara Apkarian) и Эрик Потма (Eric Potma) поместили на неё крохотную антенну, состоящую из двух золотых наносфер. Измерения положения записывались в течение часа и затем были усреднены. По словам Апкарьяна, процесс наблюдения по своей сути напоминает съёмку огромного числа кадров со сверхкороткой вспышкой и последующее усреднение снимков. В результате удалось зафиксировать осцилляции с частотой 1013 Гц. После обработки результатов перед учёными предстали не только колебания молекулы, но и её переходы между различными квантовыми состояниями.

Полученные результаты могут быть востребованы в различных областях, включая квантовые компьютеры и криптографию без возможности перехвата сообщений. Также опыт приблизил учёных к возможностям наблюдения за миром молекул в движении, за созданием и разрывом молекулярных связей.

В качестве следующей цели Аскарьян и Потма обозначили возможность наблюдения за молекулами в естественных условиях, без установки антенны. «В конечном итоге мы хотели бы наблюдать за тем, как возникает химия», — заявил Аскарьян.