Российский учёный обнаружил признаки существования нового типа материи

магнитная ловушка
Реализовать новое состояние материи, возможно, удастся с помощью удерживаемых в магнитном поле охлажденных атомов. На иллюстрации показана подобная ловушка.

Расчёты, проведённые исследователем с кафедры электродинамики сложных систем и нанофотоники Московского физико-технического института Александром Рожковым показали возможность существования фермионной материи в ранее неизвестном состоянии — в виде одномерной жидкости, которую нельзя описать в рамках существующих моделей, передаёт радиостанция «Эхо Москвы» со ссылкой на журнал Physical Review Letters.

Как пояснил сам Рожков, одномерная жидкость — это не обязательно то состояние вещества, которое можно наблюдать невооружённым глазом в макроскопическом масштабе. Термин «жидкость» следует понимать расширительно: он относится к моделям, описывающим многочастичные системы с межчастичным взаимодействием. Такие модели могут описывать как хорошо знакомые объекты, вроде электронов в проводниках, так и необычные, вроде нанотрубок, листов графена или нанопроволок.

«Сейчас есть две модели фермионной материи: ферми-жидкость (работает в трех- и двумерном пространстве) и жидкость Томонаги-Латтинжера (работает в одномерном). Я показал, что, подстраивая взаимодействие, можно получить еще одно состояние одномерной материи, которая похожа на обе эти модели, но не сводится ни к той, ни к другой», — говорит Рожков. Обнаруженную систему он предлагает называть квази-ферми жидкостью.

Как следует из названия системы, описываемая материя состоит из фермионов. Фермионами называют частицы с полуцелым спином: спин, квантовая характеристика частицы, равен не целому числу, а полуцелому («полуцелым» называется сумма целого числа и 1/2). Согласно законам квантовой механики, поведение фермионного вещества отличается от поведения вещества, состоящего из бозонов, частиц с целым спином.