Белый карлик с кислородной атмосферой

SDSS
Здание, в котором расположен телескоп SDSS, обсерватория Апачи-Пойнт.

Исследователи сообщают о наблюдении звезды, белого карлика, с атмосферой, в составе которой преобладает кислород. Этот тот тип звёзд, существование которых предполагалось в теории, но обнаружить подходящий объект удалось впервые. Данное наблюдение может уточнить наши знания о звёздной эволюции и является важным элементом для понимания природы некоторых типов сверхновых, открытых в последние десятилетия.

Относительно небольшие звёзды (менее одной десятой массы нашего Солнца) в ходе развития сбрасывают наружные слои и становятся белыми карликами, небесными телами крайне высокой плотности. Сильная гравитация, возникающая вследствие высокой плотности, заставляет самые лёгкие элементы, такие как водород или гелий, «всплывать» на поверхность звезды, более тяжёлые элементы остаются в глубине.

В ходе анализа данных Слоановского цифрового небесного обзора (SDSS), Кеплер де Соуза Оливейра (Kepler de Souza Oliveira) и его коллеги идентифицировали звезду SDSS J124043.01+671034.68 как белый карлик, потерявший свои лёгкие элементы. Верхний слой звезды состоит из почти чистого кислорода. Несколько различных теорий предсказывали возможность такого развития событий, но идентификация SDSS J124043.01+671034.68 представляет первые доказательства существования явления в реальности.

Астрономы предполагают, что причиной мог быть обмен массами со звездой-спутником (SDSS J124043.01+671034.68 находится в двойной системе).