«Белый графен» может привести к революции в электронике

Схематическое изображение однослойного гексагонального нитрида бора.

Американские химики, экспериментируя с технологией производства гексагонального нитрида бора, добились значительного прогресса в создании монослоя из этого материала. Возможность масштабного производства таких высококачественных плёнок сулит прорыв в области электроники, подразумевающий создание сверхтонких компонентов и устройств.

Гексагональный нитрид бора формально считается полупроводником, однако запрещённая энергетическая зона в этом веществе настолько велика, что во всех практических ситуациях он ведёт себя как изолятор.

Благодаря этой своей особенность гексагональный нитрид бора привлекал внимание учёных, которые рассматривали возможность объединения этого материала с другими двумерными материалами, прежде всего, с графеном. Целью является получение гибридных материалов, обладающих свойствами, которых нет у каждого из компонентов.

Химики из Национальной лаборатории Ок-Ридж Министерства энергетики США добились значительного процесса в производстве практически идеального однослойного гексагонального нитрида бора. Этот материал, называемый «белым графеном», обычно производится методом химического осаждения из газовой фазы — как и собственно графен. Технология подразумевает введение газообразных реагентов в печь, где на металлической подложке, как правило, из меди, образуется плёнка толщиной в одну молекулу.

Учёные, экспериментируя с технологией, смогли добиться более аккуратного и более управляемого ввода реагентов в печь, достигнув стабильного производства высококачественных плёнок.

При использовании «белого графена» в качестве подложки для его углеродного аналога — настоящего графена — подвижность электронов полученного материала будет в тысячу раз выше, чем у графена на подложках из других веществ.

В перспективе это позволит создавать многочисленные электрические и электронные компоненты сверхмалой толщины: батареи и аккумуляторы, конденсаторы, топливные элементы, солнечные батареи и дисплеи.