Новый силовой луч на шесть порядков мощнее предыдущих

Габриель Спелдинг (Gabriel Spalding)

В научной фантастике силовые лучи используются для буксировки космических кораблей или для отталкивания каких-либо объектов. Как правило, они изображаются как луч света, который способен применить гравитационную силу конкретно к намеченной цели, но в реальной жизни силовые лучи, изучаемые в лабораториях, имеют несколько другие свойства.

Группа исследователей во главе с Габриэлем Спелдингом из Illinois Wesleyan University и Майкл Макдональд из University of Dundee, Шотландия, объявили о создании самого мощного на сегодняшний день акустического силового луча. Конструкция устройства описана в статье в журнале Physical Review Letters.

В 1970 году физик Артур Ашкин обнаружил, что свет способен не только воздействовать на материю в прямом направлении, но и притягивать микроскопические частицы нейтрального вещества в зону наивысшей интенсивности луча. Ашкин описал это как «отрицательное давление излучения».

Этот принцип был использован при создании «оптического пинцета».

Теперь же развитие этой идеи привело ученых к созданию притягивающего луча, способного манипулировать объектами размером до 1 см в диаметре с усилием в несколько миллиньютонов. Это самый сильный из полученных силовых лучей. Ранее размер объектов, которыми управляли с помощью подобных лучей, был на, приблизительно, шесть порядков меньше.

Кроме размера объекта, для луча есть и другие ограничения. Форма объекта также играет важную роль: особенно сложно манипулировать объектами с широкой плоской стороной. Кроме того, поскольку был использован акустический лазер, который не может быть получен ​​в безвоздушном пространстве, эта технология не может быть использована для работы на космических аппаратах.

Для технологии существует перспектива применения в медицинских целях. Она может быть использована для манипулирования отдельными клетками, что позволит отделять больные клетки от здоровых. Также вероятно использование силового луча для выполнения неинвазивных операций: сконцентрировав ультразвуковые лучи, можно разрушить как камни в желчном пузыре, так и кисты или опухоли.