Электрический ключ из одной молекулы, управляемый светом

Иллюстрация электрического наноключа, представляющего собой молекулу диарилэтена.

Германские физики создали миниатюрный электрический ключ, состоящий из единственной молекулы. Ключ управляется светом: проводящая ток молекула при облучении меняет свою конфигурацию и замыкает мостик между двумя проводниками.

Сотрудники Констанцского университета и Гельмгольц-центра Дрезден-Россендорф (Helmholtz-Zentrum Dresden-Rossendorf, HZDR) ведут работу над хранением и обработкой информации на молекулярном масштабе. В своём докладе в журнале Advanced Science они сообщают о состоящем из единственной молекулы ключе, который при воздействии на него света управляет электрическим током.

Чтобы молекула могла управлять током, требуется наличие связи между атомами, которая могла бы исчезать, а затем снова появляться в том же виде при подаче энергии в молекулу. Физики обнаружили, что особая структура диарилэтена отвечает заданным требованиям. Диарилэтен является изолятором, когда находится в «открытом» состоянии и проводником в «закрытом».

Молекулу диарилэтена прикрепили к тончайшим кончикам проводников, состоящим всего из нескольких молекул золота. При облучении её светом молекула переходит из разомкнутого состояния в замкнутое и начинает пропускать ток.

Однако добиться выключения физикам пока не удалось. Тем не менее, они уверены в том, что это лишь вопрос времени. Сотрудники теоретической группы HZDR в настоящее время вычисляют, как точно молекула должна вращаться для того, чтобы разорвать электрическую цепь. Это не очень быстрый процесс: только сопряжение молекулы диариэтена при помощи электронной литографии и последующие вычисления продолжались три года.