Неизвестный ранее особо прочный природный материал

Изображение зубов моллюска, полученное с помощью электронного микроскопа.

Исследователи из Портсмутского университета (Великобритания) обнаружили у морских блюдечек зубы из неизвестного ранее биологического материала, чрезвычайно прочного. Это открывает новые перспективы в создании искусственных материалов с подобными свойствами.

Механические свойства мельчайших зубов морских блюдечек были исследованы с помощью атомно-силовой микроскопии, метода, позволяющего изучить структуру материала на уровне отдельных атомов.

Возглавил работу профессор Аса Барбер (Asa Barber). По его словам, обнаруженный материал даже более прочен, чем шёлковые нити пауков. В его основе — минерал гётит.

«Морские блюдечки нуждаются в зубах высокой прочности, чтобы соскребать водоросли, которыми они питаются, с каменных поверхностей. Мы обнаружили, что волокна гётита в зубах моллюска обладают устойчивой композиционной структурой. Наше открытие означает, что эти волокнистые структуры могут быть повторены и использованы в промышленности» — говорит Барбер.

Исследование показало, что зубы моллюсков имеют одинаковую прочность независимо от размера.

«Как правило, большая структура имеет множество изъянов и менее крепка, чем структура меньшего размера. Проблема в том, что структуры, в которых мы нуждаемся, должны быть достаточно большими, и они более хрупкие, чем хотелось бы. Зубы моллюсков нарушают это правило, они прочны вне зависимости от размера» — утверждает профессор Барбер.