2050: Япония намерена запустить космический лифт к 2050 году

Идея космического лифта довольно стара. Её описывали в популярных футурологических книжках ещё в 80-х годах XX века. Тогда же была указана и основная проблема, отделяющая нас от реализации данного проекта: огромный возможный вес троса. И тогда же предлагалось принципиальное решение: мономолекулярная нить. Нанотехнологии уже ближайших лет могут сделать создание космического лифта возможным.

Японская корпорация Obayashi планирует к середине нынешнего столетия претворить в жизнь идею космического лифта — специальной системы, которая радикально удешевит доставку грузов на орбиту и позволит революционизировать освоение космоса.

Концепция космического лифта сводится к следующему. Один конец троса очень высокой прочности удерживается массивной платформой в океане, а второй — закрепляется на орбитальной станции. По канату перемещается специально спроектированная кабинка, которая может доставлять грузы, астронавтов или, скажем, космических туристов.

В качестве материала для троса Obayashi рассматривает углеродные нанотрубки, которые в десятки раз прочнее стали. Но проблема заключается в том, что в настоящее время длина таких нанотрубок ограничивается примерно 3 см, в то время как для космического лифта потребуется трос общей протяжённостью в 96 000 км. Ожидается, что преодолеть существующие трудности станет возможно ориентировочно в 2030-х годах, после чего начнётся практическая реализация концепции космического лифта.

Сейчас стоимость вывода 1 кг груза в космос составляет в среднем $22 тыс. После появления лифта этот показатель упадёт до $200. Obayashi уже рассматривает возможность создания особых туристических кабинок, рассчитанных на перевозку до 30 пассажиров. Кстати, путь на орбиту по тросу из углеродных нанотрубок будет занимать семь дней, поэтому придётся предусмотреть необходимые системы обеспечения жизнедеятельности, запас еды и воды.

Так или иначе, запустить космический лифт Obayashi рассчитывает только к 2050 году.