Как паразитирующие осы превращают тараканов в зомби

Паразитирующая оса.
Этот таракан обречён стать зомби и быть заживо съеденным.

Взаимодействие между изумрудной тараканьей осой Ampulex compressa и тараканом Periplaneta americana отличаются от обычных для паразита-насекомого и его жертвы. Разумеется, в итоге таракан становится пищей, но до того его принуждают к роли безвольного зомби, действующего по воле хозяина.

Большинство насекомых-паразитов парализуют жертву и откладывают в неё яйца. Но схема, по которой действует Ampulex compressa, гораздо сложнее и включает в себя несколько этапов. Оса производит два укуса, после чего, напившись крови жертвы для восстановления сил, ведёт обречённого таракана в своё логово, где откладывает в его брюшко яйца. Личинка вылупляется через три-четыре дня и начинает питаться внутренними органами таракана в определённой последовательности, так что тот остаётся живым всё время, необходимое для роста личинки. Далее личинка формирует кокон внутри таракана, из которого выходит взрослая оса, готовая к продолжению рода.

Необычное поведение тараканов, идущих самостоятельно туда, куда ведёт оса-паразит, впервые было описано в 1940-х годах. Однако биохимия такого поведения стала раскрываться только недавно, благодаря работе коллектива учёных из университета имени Давида Бен-Гуриона в Негеве (Израиль). Выяснилось, что сначала оса жалит таракана в нервный узел в его груди. Укус сопровождается введением большого количества гамма-аминомасляной кислоты (ГАМК) и вспомогательных веществ — таурина и бета-аланина.

ГАМК является тормозным нейромедиатором, она блокирует передачу нервных сигналов, и, вместе с двумя другими химическими веществами, временно парализует передние ноги таракана. Исключив таким образом возможность побега, оса наносит второй удар. Второй укус направлен точно в надглоточный узел, крупнейший из нервных узлов таракана. В него впрыскивается состав, названный исследователями «нейротоксичным коктейлем», который действует как блокиратор октопаминовых рецепторов. Октопамин участвует в процессах инициации движения, но не в самом процессе движения. Таким образом, ужаленный таракан «теряет волю», у него отключаются механизмы, обеспечивающее защитное поведение, но сохраняется способность к движению. Этим и пользуется оса, для того, чтобы переместить крупную жертву в удобное для развития личинок место.