На севере Сибири нашли древнейшую собаку

Древняя собака, найденная в Сибири.

Сибирские учёные сообщили о находке древнейшей собаки. Условия вечной мерзлоты позволили сохраниться тканям, внутренним органам и даже пище в желудке животного.

Находка была сделана в районе посёлка Тумат Усть-Янского района Якутии. Туматчане нашли мумию во время сбора костей мамонта, вмёрзших в лёд, ещё в 2011 году. Щенка непонятного вида перевезли в Якутск. Три года понадобилось на то, чтобы учёные окончательно идентифицировали находку. Помогла палеонтолог из Королевского Института естественных наук (Бельгия), специалист по древним собакам и волкообразным хищникам Митье Жермонпре (Mietje Germonpré).

Как сообщил учёный секретарь Мамонтового комитета РАН, замдиректора Зоологического института Санкт-Петербурга Алексей Тихонов, по морфологическим признакам установлено, что мумия принадлежит 3-месячной собаке, самке, жившей 13 тысяч лет назад. Для волчонка она слишком мала, кроме того, у щенка оказались слабые клыки, а на подошвах лапок — белые волоски, которые бывают только у собак. Ещё одним важным внешним признаком стала местами сохранившаяся чёрная шерсть мумии. Такая, по словам специалистов, бывает только у собак.

Для проведения генетических и морфологических исследований образцы тканей найденной мумии были доставлены в специализированную лабораторию в Копенгаген. Там был произведён ДНК-анализ, который дал окончательный ответ о видовой принадлежности древнего животного.

Исследователи назвали находку уникальной. Во-первых, это первая собачья мумия в мире такой сохранности (до неё находили в основном кости и черепа собак), во-вторых, первая древняя собака, найденная на севере Сибири. Сохранённые во льдах ткани, органы и даже пища в желудке собаки, позволят учёным заглянуть в прошлое, понять, в каких условиях жили эти древние животные. В дальнейшем мумию ждут более углублённый генетический и изотопный анализы, по результатам которых специалисты скажут, каким был климат во времена жизни собаки и чем она питалась.

Сейчас мумия хранится в якутском Музее мамонта. В будущем же генетические анализы древних животных учёные Северо-Восточного Федерального университета смогут делать самостоятельно.