Капли воды в нефти служат средой обитания микроорганизмов

Битум озера Пич-Лейк.

Немецкие учёные обнаружили свидетельства существования жизни в глубинах нефти. В крошечных каплях воды обитают особые микроорганизмы. Отчёт об исследовании опубликован в журнале Science.

Учёные работали на берегах Пич-Лейк (остров Тринидад, Карибское море) — крупнейшего в мире резервуара чистого жидкого асфальта. Минерал поднимается на поверхность, где застывает и образует твёрдую корку.

Ранее считалось, что разложение нефти анаэробными микробами происходит только на границе нефтяной и водной сред. Однако исследователи нашли в самом минеральном веществе крошечные (1-3 микролитра) капли жидкости. Высокий уровень солёности и изотопный состав воды капель указывают на происхождение воды из глубоких недр Земли. Внутри капель обитают сложно организованные сообщества метанопродуцирующих микроорганизмов, расщепляющих нефть.

Деятельность бактерий меняет химический состав нефти и, в конечном счёте, приводит к образованию вязкого битума. Хотя этот процесс вредит качеству нефти, он может оказаться очень полезным для очищения грунтовых вод. Микроорганизмы, отлично чувствующие себя в токсичной нефти, могут помочь учёным найти новые методы удаления загрязняющих веществ.